Советский фильм «Калина красная» побил все рекорды проката 1974 года, пережил всенародный триумф и стал прижизненным памятником Василию Шукшину — режиссёру, сценаристу и исполнителю главной роли.
Его герой Егор Прокудин пытался после колонии влиться в нормальную жизнь, да только исправить ошибки прошлого и не наделать новых оказалось непросто. Переживать за судьбу уголовника было как-то «не по-советски», но 62,5 млн первых зрителей картины искренне сочувствовали Егору по кличке «Горе».
Как режиссёр добился такой достоверности, что пробирала до глубины души?
Снимали в обычной деревеньке Мериново, а в основу сценария легла реальная история: Люба — двоюродная сестра Василия Макаровича, — переписывалась с заключённым и ждала его освобождения, — всё как у главной героини.
Очень хорошо сыграли артисты — правдоподобно показали жизнь «без рюшечек». А какой щемящей была сцена с матерью Егора Прокудина! Многие зрители не могли сдержать слёз — уж очень проникновенной была женщина в роли Куделихи. Кто же эта актриса, где ещё снималась?
Представьте — нигде. Это даже не актриса, а простая деревенская жительница Овфимия Быстрова 1892 года рождения. Она не играла, а все лишь рассказывала Лидии Федосеевой-Шукшиной, как не дождалась с войны троих сыновей, а четвёртого не видела 20 лет. Всё по живому, без сценария и репетиций.
На роль Куделихи приглашали Веру Марецкую, но народная артистка СССР и лауреат 4 Сталинских премий отказалась. И какие-то высшие силы — не иначе, — послали Шукшину замену: в той же в деревеньке на 10 домов жила старушка, которая и внешне, и внутренне была «той самой».
Шукшин попросил Быстрову говорить и не обращать внимания на камеру. Лидия Николаевна в роли Любы Байкаловой слушала, задавала заготовленные вопросы, а оператор снимал — тайком, из-под занавески у окна. Записали с одного дубля, но как же сильно это получилось!
Киночиновники от такого «реализма» опешили и потребовали убрать слова «Поживи-ка ты сам на 17 рублях пенсии!» и всё «острое». Кромсали бы дальше, но Шукшин слёг в больницу с язвой и от него отстали — смерть известного режиссёра накануне 50-летия «Мосфильма» была бы некстати.
Так деревенская бабушка в один миг стала кинозвездой. Не «народная», но «из народа» артистка получила гонорар 700 рублей — страшные для неё деньги. Говорят, что и от съёмочной группы был подарок: золотые серьги и нарядное платье.
На момент съёмок Быстровой было 82 года, а ещё через два года её не стало. Односельчане решили, что фотографией на её могиле должен быть кадр из фильма, где «Куделиха» смотрит в окно вслед своему «сыну».