15 мая, спустя 7 месяцев после первого визита в Республику Беларусь, мы с Машулей отправились во вторую поездку в эту замечательную страну. Правда, в этот раз вышло сумбурно, но все равно остались довольны. Но обо всем по порядку, ибо материала набралось прилично и рассказов будет много. Начнем с самого начала.
В связи со многими событиями в мире и высоким спросом поездок в Республику Беларусь - цена на международные поезда с осени прошлого года, скаканула процентов на 50% точно. Почти все билеты до Минска обойдутся либо в 4, либо 5 тысяч за ночной поезд, либо 2500-3000 за сидячую Ласточку. Можно вспомнить рекламу этой Ласточки при запуске - Беларусь за доступные цены и ставили порой чуть ли не 1500р, а теперь так. Я каким-то чудом умудрился взять билет из Минска за 3800 и 3100 до Орши, а за несколько дней до отправления посмотрел цены и пришел в шок - там уже было только до Орши те самые 3800. Когда отменят оплату межгоса в швейцарских франках - главный вопрос всей поездки. Уж не говорю, чтобы вернули привычные люди межгосударственные пригородные поезда, которых явно не хватает тоже.
Вернемся на Белорусский вокзал, вечер 15-го мая. Сам вокзал из-за строительства МЦД напоминает поле боя, все разбито и везде кипит работа. Как они хотят успеть сдать проект до сентября - загадка. Хорошо пока пути дальнего следования не тронули, здесь царила та самая атмосфера вокзала, правда в этот раз было уж слишком много пьяных и что не понравилось - проводники БЧ их спокойно сажали в поезд, когда наши РЖД - могут вполне отказать. В этот раз мы ехали поездом №28 Москва - Брест, который весьма трамвайный, имеет стоянки во многих нетипичных местах типа Гагарина, Сафоново, а после границы по Беларуси так вообще можно назвать электричкой по поселкам. На наш поезд уже во всю шла посадка, но мы не спешили, дышали воздухом. Рядом в тупиках стояли две ЭС1П прибывшие из Минска и Смоленска, в ожидании отправления на Пресню.
В этот раз, впрочем, как и прошлый, было немного нервно ехать. Если в прошлый раз был вопрос с работой картой и в целом новая страна, сейчас, скорее, накрутил себя из-за наших паникеров. Кто-то в телеграм каналах и на сайте Railgalery начал поднимать панику, мол в Беларуси сложно стало со съемкой. Внезапно начали сдавать бригады РЖД в Витебской области и прочее. С этого началась паника от одного фотографа из Москвы, мол его остановили на границы с Беларусью (ехал на машине) и досконально проверяли, а у кого находили фотоаппараты - было много дополнительных вопросов. Почитав все это стало нервно. Почему-то были опасения, что все свои планы выполнить не смогу. Перед поездкой даже пытался оформить разрешение у БЧ на съемку в трех местах, но не получилось. БЧ теперь напрямую на запросы не отвечает, а надо регистрироваться на местном аналоге Госуслуг, но там была засада - регистрация только через белорусские номера, а моя старая симка уже умерла. Но отдам должное - Белорусская железная дорога ответила мне в течение 24 часов и объяснили куда писать, а администраторы сайта, куда надо подавать обращение, даже извинились за неудобства. Когда такое отношение - даже спокойнее стало.
Минут за 10 до отправления поезда зашли в наш вагон, он был последний по ходу движения. Были мысли даже выйти в тамбур и наблюдать рельсы, но видно на нервах у меня пошли колики в животе и больше хотелось спать. Не зря ведь говорят, все болячки от нервов. Точно по расписанию мы отправились в наш путь, за окном проплывали армады строительных площадок, вид на Москву-Сити, по отдельным путям от МЦД мы весьма шустро домчали до Одинцово, даже не заметил как пролетело время. По Голицыно спал вывозной грузовой, их тут редко встретишь. В вагоне, как ни странно, был нормальный климат, ни душно ни холодно, правда ближе к Смоленской области - таки стало прохладно. После Кубинки застелился и улегся спать, до Орши ехать то всего 6.5 часов. Провалился в сон до Гагарина, где внезапно была приличная высадка. Из нашего вагона как минимум человек 5-6 вышло. Кажется, курсируй прямые электропоезда - они бы пользовались спросом. Но Смоленская область такое заказывать не хочет, денег нет. Вот и ездят люди либо на БЧ поездах, либо на Ласточках. Дальше я выключился совсем и проснулся лишь в Смоленске, где уже были первые лучи восхода, гул ВЛ80-х и где-то под боком тарахтел дизелем 2ТЭ25КМ. Можно было поспать еще немного, но тогда буду помятый, а так вроде было даже ощущение, что выспался. С Машей все пытались разглядеть пограничные столбики, как когда едешь через Литву, но после Красного их не увидели. Тут на ЖД граница, получается, больше формальность. Пейзажи резко сменились на поля, в них уже стояла всякого рода сельхозтехника, а на станциях БЧ - были видны следы местной работы. Орша встречала красивым рассветом, в целом погоду обещали в Беларуси хорошую. Прибыв в 6.15 на станцию Орша, у нас было чуть больше часа на пересадку. До Минска в этот раз мы решили ехать таким образом, приключенческим. И вышло дешевле, если считать за двоих - экономия на билетах вышла чуть больше 700 рублей, считай цена местной сим-карты. А до Минска мы поедем на местном, своем роде, экспрессе Орша - Минск.
Из нашего поезда вышло приличное количество людей, перрон спящей станции сразу ожил. Кто-то выполз покурить, кто-то добрался до места назначения. В один из вагонов грузилась сборная девочек по хоккею с травой, сразу вспомнились ребята спортсмены из Калининграда. В парке грузовых поездов стояло два ВЛ80С БЧ с грузовыми поездами, которые ожидали своего времени для отправления на Минск. Вообще как вышли из поезда - вздохнули спокойно. Объявления на местном языке, чистота перронов. Признаться честно - скучал. Пока шли до головы поезда, наша бригада успела сдать пост Минским машинистам. Опаска все равно какая-то осталась, снял наш поезд на телефон.
В другой части станции стояло два местных ТЭП70. Один с лабораторией, второй с поездом из Витебска. Рисковать камеру доставать - не решился, мало ли, с утра не хотелось разговоров лишних, хоть и все тут было спокойно. Зашли в вокзал, хоть на улице и было тепло, но ветер был противный, холодный. Посидели в зале ожидания, благо тут хорошо работает вайфай. Вообще вокзал в Орше прикольный - есть комнаты отдыха, есть небольшая закусочная с нормальными ценами, не высокими как мы привыкли, чисто и тихо. Правда было непривычно увидеть несколько пограничников, но у нас никаких проверок не было. На вокзале мы просидели где-то минут 40, я оглядывался в окно и наблюдал за жизнью станции. ЧМЭ3 куда-то каталась по своим делам, ВЛ80С мирно ждали своего часа. Вообще в первый приезд сюда, когда ехали в Калининград, жизнь в Орше казалась более активной. Сейчас было ощущение сна, что станция отдыхает после ночной смены. Минут за 15 до отправления нашего электропоезда на Минск, вышли на улицу, тут уж решил осмелеть и достал камеру. Когда еще в Оршу вновь заеду? Хотя слышал городок симпатичный. Удивительно, но в столь ранний час сотрудники станции ходили, подметали перрон, наводили чистоту. Единственным мусором на вокзале - были дохлые большие жуки, которые распознать не удалось. Их было огромное количество.
В дальнем уголке станции стояла Минская ЭР9Т, которая позже поедет до Минска со всеми остановками. За ней спряталась еще одна, а рядом выглядывает тепловоз 2М62-1227 в составе дизельного поезда ДРБ1/ДРБ1М. Когда-нибудь до местных тепловозок тоже доберусь.
Наш электропоезд уже стоял на перроне. Поедем мы на ЭПр-009. Тем самым обкатаем все виды электропоездов в Беларуси. На ЭР9, ЭПг, ЭПм в прошлую поездку успели поездить, а ЭПр встретил только в Бресте на вокзале.
Внешне электропоезд ничего, но внутри чувствовалось, что он немного устал. Не работало пару туалетов, мониторы уже приказали долго жить, но в целом комфортно и удобно - ехать всего 2.12 до Минска. Точно по графику мы отправились на Минск. За окном были виды на местное локомотивное депо Орша с кучей цветных ТЭП70. Отвыкли глаза уже от такого контраста. В парке отправления стоял китайский локомотив БКГ1 с контейнерным на Вязьму, а потом пейзаж резко сменился на поля и холмы. Но везде все было так аккуратно, чисто. После отправления проводница прошла по составу, проверила билеты и паспорта, а наш электропоезд набрал скорость 110-120 км/ч. Вообще почти всю дорогу мы держали ее от 110 до 140, что прям радовало. Остановок у нас было немного - всего 5 и все в больших населенных пунктах. Из Орши заполняемость была чуть меньше половины, но чем ближе к Минску - тем больше людей было в нашем составе. Маша всю дорогу проспала, а я с интересом наблюдал как менялись пейзажи полей - сначала которые вспахали, их сменили цветущие поля рапса. В один момент мы уходим в кривые и попадаем в болота, леса. Встречные поезда тоже были, но не так много - может 3-4 грузовых, 2 электрички и 1 такой же ЭПр на Оршу. На каждой станции по пути была посадка и высадка, люди разные. Студенты, работяги, пенсионеры. До станции Крупки, например, ехала эффектная дежурная по станции. Я сначала думал вообще сотрудница местной милиции, но потом пригляделся на погоны - ЖД. Девушка будто только сошла с какого-нибудь журнала красоты и сразу в суровую работу стальных магистралей. Как же на нее глазами стреляли местные бабки с призрением - ух. Напомнило мемы про лавочку и бабушек. Вообще отличительная черта местных станций - здесь каждый поезд встречают и провожают дежурные. Стоят с дисками, причем мужчины как-то расслаблено, а женщины стойкой смирно. Также заметил, что почти на всех станциях были живы подъездные пути и работали местные предприятия. Будь то лес, будь, то строительное что-то. Ближе к Минску уже появились привычные вагоны с удобрениями. Местная работа тут явно даст фору всем.
Чем ближе была столица, тем быстрее менялся вид за окном. Вместо полей - появились дачи, а леса стали более хвойными. Одни сосновые боры и шикарные выемки у ЖД. Чем-то напомнило как мы подъезжали к Вильнюсу - такие же виды. Правда, погода по пути решила испортиться и местами накапывал дождик, которого не обещали. Уже на подъезде к Минску - зарядил хороший такой ливень. В целом дорога прошла легко, хоть и не люблю сидя долго ехать. Интересно было наблюдать за людьми, жизнью и как менялись виды за окном. Эдакий интересный опыт и еще один закрытый участок электропоездом БЧ. В Минске мы догнали наш поезд, даже удивились, но там была уже 5 минутная готовность к отправлению. В городе оказалось как-то холодно и дождливо, явно не то что мы ожидали, но были рады вновь сюда приехать. Впереди было три дня приключений в Минске и области. По приезду сразу пошли позавтракать, а потом покупать местную сим карту. До заселения в гостиницу убивали время прогулкой по городу, положили на трое суток проездной на наземном транспорте (280 рублей на наши) и наслаждались городом.
Кстати, забыл сказать. Проезд из Орши до Минска обошелся в 290 рублей на одного. Итого до Минска доехали один билет - 3390 вместо 4000, которые продает РЖД.
Городская зарисовка Минска, местная железная дорога и многое другое - в следующих постах. Все в один пост не уместить.
Оригинал поста в моем ЖЖ:
Поддержать канал на новый материал и путешествия:
Карты ЮMoney:
Юмани МИР - 2204 1201 0568 4373
Юмани - 4048 4150 4755 9139
Сбербанк: 639002389048243703