Сегодня я немного отойду от привычной рубрики моего канала. Я рад, что у меня все еще есть возможность писать здесь статьи, ведь буквально несколько часов назад я стал участником ДТП, весь ущерб которого пока нельзя оценить здраво.
Что произошло?
Вечером воскресенья я решил заказать такси и поехать в кафе в центре Тбилиси. Друзья посоветовали неплохое, по их словам, место, где готовят вкусный рамен, а весь персонал: от официантов до поваров - японцы.
Все было максимально буднично. Удобный и очень доступный Яндекс.Такси не раз был моим помощником в выборе водителя. Здесь, в Тбилиси, такси в разы дешевле, чем в Москве, поэтому я стал брать его чаще. Проехав буквально пару минут, я услышал знакомый женский голос навигатора. С легким укором она сказала: "Маршрут перестроен. Развернитесь".
Все произошло буквально в секунды. Водитель развернул машину на встречную полосу. Мотоциклист, как будто на сильном магните мчавшийся на высокой скорости прямо в нас, уже не успевал затормозить. Слышно было звук его стирающихся колёс. Он приближался стремительно. Удар. Хлопок. Я нагнулся и сгруппировался. Разбитое на тысячи маленьких ножей заднее стекло всей своей массой рухнуло мне на плечи.
Что было дальше?
Будто удар электрического тока, в голове была только одна мысль: "Что с мотоциклистом?". Быстро выскочив из машины, я увидел его израненного. Передняя часть мотоцикла собралась в гармошку. У меня был шок. У него шок был в десятой степени. Он встал. Начал громко кричать, снял шлем. Я пытался позвонить в скорую.
Мне сразу стало не по себе. Ведь я не знаю, какой номер у скорой помощи в Грузии. Не в 911 же звонить (на всякий случай - звоните 112, как в России).
Не знаю, можно ли назвать это везением, но авария произошла аккурат возле пожарной части. Обученные действовать в таких экстремальных ситуациях, пожарные быстро окружили место аварии. Они положили мотоциклиста на асфальт, слегка придерживая его голову. Один из них побежал за помощью, и врачи уже были на месте спустя несколько минут.
Первое осознание происходящего
Вокруг была толпа людей, но казалось, что её не существует. Есть только мы, участники этой трагедии. Я не сразу осознал, что ко мне обращается моя девушка. Она спрашивала есть ли у меня раны. Я совсем не подумал о ее состоянии, потому что по ощущениям мне казалось, что нам ничего не угрожало. Удар был не очень сильный.
Затем я заметил несколько порезов на её руках. Потом я вспомнил про то, что и в меня попало. Взгляд упал на таксиста.
Он стоял с сигаретой. Казалось, что он тоже где-то не здесь. Всего пару минут назад он был обычным водителем, спешащим выполнить очередной заказ. А сейчас он возможно стал невольным убийцей.
Я не знаю, какова судьба мотоциклиста. Его увезли почти сразу. У меня есть только надежды, что с ним все хорошо. Оставив свой номер и фото паспорта полицейским, я ушел. Люди тоже стали расходиться. Почти ничего уже не свидетельствовало о том, какой ужас роковым молотом упал на жизни двух водителей.
Почему таксисты убивают?
Много раз я слышал, что на дороге стоит опасаться таксистов, молодых и женщин. Про последние две группы все понятно - молодые еще неопытны и с большей вероятностью могут стать участниками ДТП, а женщин просто еще не все привыкли видеть за рулём - отсюда и негативные стереотипы.
С таксистами посложнее. Кто-то из них реально носится как будто на грани между жизнью и смертью, но в основном - это такие же водители как и остальные. Я копнул чуть глубже в статистику и обнаружил следующее:
- Таксисты в восемь раз чаще обычных водителей попадают в ДТП - такую статистику приводит российский Центробанк.
К сожалению, наша страна до сих пор по числу смертности на дорогах одна из первых в Европе, что является вызовом для нас и требует эффективных мер. Смертность на дорогах в Грузии в 2,7 раза превышает показатель смертности в Европе, – комментирует замминистра МВД Грузии Дарахвелидзе.
Бизнес нацеленный на опасность
Подумайте сами: для того, чтобы таксист мог зарабатывать деньги ему нужно выполнять как можно больше заказов. Соответственно, чем быстрее ты довезешь пассажира, тем скорее ты примешься за следующую поездку.
Агрегаторы вроде Яндекс.Такси или Bolt здесь в Тбилиси, впрочем как и везде, берут свой процент за каждую поездку. Учитывая, что такси в Грузии стоит сравнительно дешево. Например, поездка в 20 минут стоит около 5-6 лари, что составляет примерно 180 рублей. И это еще до вычета комиссий. Для сравнения: за эти деньги можно взять в кафе всего 3 хинкали.
Кроме того, вождение требует огромной концентрации. Для примера представьте, что вы режете овощи 8-12 часов в день почти без перерывов. Как думаете, в какой момент вы потеряете концентрацию и порежетесь? А что если у вас вместо ножа маленький световой меч? Как быстро вы потеряете пальцы? Вот и я об этом же. Машина - это тот самый пример маленького светового меча. Вред, который может быть нанесён при аварии поражает. Вспомните о случаях, когда целые остановки в секунды превращались в груды металлолома.
Согласитесь, если бы труд таксистов оплачивался исключительно в часах (с установленным лимитом в 5-6 часов в день), а не в поездках, тогда не было бы и необходимости так летать на дорогах. Ведь машина - это средство повышенной опасности. Мало кто осознает, какова цена человеческой ошибки, когда ты сидишь за рулем железной бомбы.
Вместо заключения
Мне очень жаль мотоциклиста. Одновременно мне жаль водителя такси. Где-то я виню и себя, что заказал поездку и стал косвенным соучастником судьбоносного ужаса.
Жизни людей - это не цифры. За каждой смертью стоит личная история, семья, друзья. Нужно что-то менять в этом бизнесе.
P.S.
Сегодня я не буду оставлять в конце фразочки в стиле "подпишитесь на мой канал". Если у вас есть идеи, как можно изменить систему оплаты труда таксистов, чтобы снизить риски, то жду ваших мыслей в комментариях.