Найти тему
Meduznik

"Красные флаги" аутизма у детей раннего возраста

«Красные флажки» аутизма- симптомы указывающие на большой риск данного заболевания. Как заподозрить, к кому обратиться за помощью и что такое опросник M-CHAT-R  читайте в данной статье.
«Красные флажки» аутизма- симптомы указывающие на большой риск данного заболевания. Как заподозрить, к кому обратиться за помощью и что такое опросник M-CHAT-R читайте в данной статье.

Часто еще до появления бросающих в глаза симптомов у ребенка могут быть особенности в поведении, указывающие на высокую вероятность наличия аутизма. Интенсивные исследования в области изучения развития детей с аутизмом позволили выявить симптомы, указывающие на высокий риск развития аутизма у маленьких детей. Эти симптомы иногда называют «красными флажками» аутизма. Красные флажки — это знаки или симптомы наличия непосредственно заболевания, нарушения или состояния. Они призваны вызвать подозрение (рис 1) [2].

Рисунок 1. Выявление детей групп риска по аутизму.
Рисунок 1. Выявление детей групп риска по аутизму.

По информации CDC (Centers for Disease Control and Prevention) выделяют следующие красные флажки аутизма у детей, на которые следует обращать внимание как специалистам, так и родителям (зачастую они также лежат в основе скрининговых инструментов):

1) Не реагирует на свое имя в возрасте 12-ти месяцев.

2)Не использует указательный жест для демонстрации своего интереса (например, указание на пролетающий самолет).

3) Не играет в игры понарошку (например, «не кормит» куклу) в возрасте 18 месяцев.

4) Избегает зрительного контакта и желает быть в одиночестве.

5)Испытывает трудности в понимании чувств других людей и в назывании собственных.

6) Задержка речи и языковых навыков.

7) Повторяет слова и фразы снова и снова (эхолалии).

8) Дает несвязные ответы на вопросы.

9) Расстраивается от незначительных изменений.

10) Имеет навязчивые интересы.

11) Хлопает руками, раскачивается или кружится (стереотипии).

12) Проявляет необычные реакции на звуки, запахи, вкусы, внешний вид или тактильные ощущения.

При подозрении на аутизм у ребенка, родителям рекомендуется пройти опросник M-CHAT-R. Он состоит из 20 вопросов, где максимальная сумма баллов 20.

Низкий риск: Общий результат – 0–2 балла. Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после того, как ему исполнится два года. Никаких других действий от вас пока что не требуется.

Средний риск: Общий результат 3–7 баллов. Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение – идти ли на дальнейшее, более детальное, обследование.

Высокий риск: общий результат 7–20 баллов. Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной [4].

-3

Установить диагноз РАС может только врач-психиатр. Однако первенство в диагностике нарушений высшей психической деятельности зачастую принадлежит осмотру невролога и изучению неврологического статуса пациента, поскольку в процессе динамического диспансерного наблюдения пациентов детского возраста первым специалистом, проводящим диагностику психического дизонтогенеза (РАС является его вариантом), выступает именно врач-невролог. Вместе с тем на диагностическом этапе для наиболее точного диагноза полностью оправдано привлечение всех специалистов педиатрического и педагогического профиля: педиатра, логопеда, дефектолога, офтальмолога, оториноларинголога, нейропсихолога (рис. 2) [1,3].

Рисунок 2. Диагностика РАС.
Рисунок 2. Диагностика РАС.

Таким образом, раннее выявление симптомов РАС и обращение за помощью к специалистам, помогает установить диагноз и начать программу реабилитации для детей с аутизмом, направленную на адаптацию и социализацию ребенка.

Список литературы:

1. Иванов М.В., Симашкова Н.В., Козловская Г.В. Диагностика нарушений психического развития в раннем детском возрасте (скрининговая методика) // Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – М., 2018. – С. 212-221.

2. Тиганов А.С., Башина В.М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве. Журн. невролог. и психиатр. - 2015. – Т. 195. - № 8.,C. 4-13.

3. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders: DSM-5. Washington, D.C.: American Psychiatric Association, 2013.

4. Krevelen van Arn. D. Problems of differential diagnosis between mental retardation and autism infantum. Acta Paedopsychiatrica. – 2017. - Vol.39, – р. 8-10.