28 мая 2023 года/
Южный речной вокзал в Москве, хотя и был востребован пассажирами междугородних и пригородных рейсов, всегда оставался в тени своего величественного собрата - Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище, сразу ставшего знаменитым благодаря кинофильму «Волга-Волга». Южный вокзал спроектировали в промышленной зоне на городской окраине, его временное деревянное здание на Новоданиловской набережной с годами обветшало и теплоходы стали швартоваться ниже по течению у дебаркадера в Нагатино. Лишь в 1985 году городские власти построили капитальное здание на противоположном берегу. Сооружения в стиле советского модернизма нечасто признают архитектурными памятниками - Южный речной вокзал в 2021 году фактически был снесён и отстроен заново под современные задачи. Прошлому, настоящему и будущему вокзала с непростой судьбой посвящён этот фотоальбом.
Новоданиловская набережная, 2к1 - Московская государственная академия водного транспорта (2003). Место для своего нового корпуса речники выбрали историческое - именно здесь почти полвека располагалась первая версия Южного речного вокзала. В разные годы встречались и такие варианты названия: временный речной вокзал, Речной вокзал Мосречпорта, Московский речной вокзал.
До недавнего времени официальные источники, журналисты, блогеры, уважаемые авторы сайта старых фотографий датировали здание 1932 годом, однако статья архитектора Н.Косточкина посеяла зерно сомнения в правильности мнения их всех. Вот что советский зодчий сообщал в девятом номере журнала «Строительство Москвы» за 1936 год: «К открытию навигации 1936 г. должен быть закончен и сдан в эксплоатацию временный пассажирский павильон на Москва-реке, обслуживающий пароходное движение Москва—Горький и пригород. Строительство намечено близ Даниловского моста в Ленинском районе в месте впадения реки Чуры в Москва-реку».
Наверное, можно расставить все точки над ё и довериться сотрудникам Музея Транспорта Москвы, которые в ходе работы над книгой «Москва-река пассажирская» выяснили следующее: в 1932 году началось планирование размещения Южного речного вокзала, в 1935-м стартовали строительные работы и 15 июля 1937 года вокзал принял первых пассажиров (в этот же день состоялось торжественное открытие канала Москва-Волга и Северного вокзала).
Архитектор Роман Хигер спроектировал Южный речной вокзал из двух корпусов - восьмигранного «павильона дальнего следования» с залом ожидания, рестораном, террасами, к которому примыкал вытянутый одноэтажный корпус с кассами и залом ожидания для пассажиров пригородных рейсов, а также служебными вокзальными помещениями, в том числе для парткома ВКП(б) и сотрудников НКВД. Для посетителей были предусмотрены все удобства - багажное отделение, почта и телеграф, комната матери и ребёнка, комната интуриста. Примыкающий к вокзалу участок оформлен клумбами и газонами, на причале на большом валуне установили памятник основателю советского государства Владимиру Ленину.
Смотрите старые фотографии: Южный речной вокзал. 1936-1940 гг.:
Южный речной вокзал. 1933-1934 гг.:
Южный речной вокзал. 1963 год:
Изящное деревянное здание задумывалось в качестве временного павильона, однако простояло до 1972 года. Ещё раньше обветшавший фасад со стороны набережной пришлось задекорировать мозаикой на тему социалистического строительства в СССР и профилем Ленина.
В 1968 году завершились работы по спрямлению неудобного для судоходства, извилистого исторического русла Москвы-реки, которое частично было засыпано, частично сохранилось как затон Новинки и Кожуховский затон. Теплоходы стали ходить коротким путём по рукотворному Новинскому рукаву, куда в начале семидесятых годов перенесли Южный речной вокзал, разместившийся на плавучем причале - дебаркадере. Опять же это было временное решение, однако затянувшееся на долгий срок. Вокзал обслуживал пассажиров транзитной линии Москва—Горький—Москва (маршрут «Московская кругосветка»), местных линий Москва—Рязань и Москва—Константиново.
Смотрите старые фотографии. Пристань и дебаркадер Южного речного вокзала. 1981 год:
Причал Южного речного вокзала. 1975 год:
Сейчас на этом месте находится причал Кленовый бульвар.
Ещё в конце 1960-х годов в Нагатинской пойме планировали разместить большой спортивно-развлекательный комплекс вместимостью 60 000 зрителей и в проекте благоустройства набережной нашлось место для нового Южного речного вокзала. Планы реконструкции поймы остались на бумаге (лишь недавно здесь открылся парк аттракционов «Остров Мечты»), а вокзальное здание было всё-таки построено в 1985 году по проекту архитектора Юрия Когана. В архивах сохранились несколько проектных вариантов планировки и довольно авангардных интерьеров, предложенных в разные годы московскими художниками.
По форме здание напоминает палубу теплохода, а пять женских скульптур работы Салавата Щербакова и Бориса Орлова напоминают, что «Москва - порт пяти морей». Это выражение приписывают Иосифу Сталину, оно означает, что после строительства канала Москва-Волга, Волго-Донского и Беломорско-Балтийского каналов столица в 1952 году получила водный путь к Чёрному, Азовскому, Каспийскому, Белому и Балтийскому морям. Каждая из трёхметровых скульптур весила 3,5 тонны.
Южный речной вокзал мог одновременно принять 250 пассажиров, в нём было предусмотрено кафе на 75 мест, почта, междугородний телефон, небольшая гостиница. От метро «Коломенская» был организован автобусный экспресс-маршрут № 744. И вот 30 апреля 1986 года Южный речной вокзал открыл первую навигацию на новом месте туристическим рейсом теплохода «Павел Юдин» Москва-Астрахань.
Смотрите старые фотографии. Южный речной вокзал. 1985-1989 гг.:
Южный речной вокзал. 1989 год:
Открытие пассажирской навигации на Москве-реке. 1998 год:
Экономический кризис после распада Союза больно ударил по пассажирским перевозкам и вынудил речников сдавать вокзальные полезные площади в аренду под торговлю детскими товарами. В 2012 году на причале последний раз открылся сезон прогулочной навигации, а в здании к тому времени вовсю хозяйничал торговый центр «Панда Сити». Капитальная реконструкция скрыла оригинальный фасад под сайдингом, с крыши исчезла скульптурная группа «Пять морей» и знак «Южный речной вокзал», вокруг выросли дополнительные торговые павильоны. Уже при Собянине на волне борьбы с самостроем чуть было не снесли здание целиком, но ограничились ликвидацией пристроек.
В 2021 году по поручению мэра Москвы началась масштабная реконструкция Южного речного вокзала с полным обновлением транспортной инфраструктуры.
Спустя два года мы видим здание, которое сохранило прежние объёмы, его фасады стилизованы под советский модернизм Юрия Когана с использованием современных материалов.
Воссозданы из стеклопластика скульптурные композиции «Пять морей» (оригиналы были выполнены из монолитного бетона, после демонтажа они лежали на крыше, но восстановлению не подлежали), а старый шпиль с корабликом оказался слишком тяжёлым и был заменён на новый. На фасаде установлены современные электронные часы.
Внутренние советские планировочные решения были пересмотрены в пользу создания большего комфорта для пассажиров и обустройства культурных пространств - библиотеки, оранжереи, медиа-зала для проведения мероприятий. Кажется, единственное, что оставлено от оригинального здания - это фрагмент кирпичной стены в медиа-зале.
В главном здании разместились зал ожидания, кассы, офисы туроператоров, ресторан «Южный», кафе, а на крыше оборудована смотровая площадка и зона отдыха.
К оформлению интерьеров привлекли молодых художников, которым были предложены основные темы - движение, водный транспорт, город, река, солнце, туризм. Итогом их работы стали панно в холле, графические композиции и коллажи в залах, металлические конструкции в ресторане.
Отдельный небольшой павильон занимает экспозиция Музея Транспорта Москвы.
Значительно сокращена протяжённость причалов, составлявшая ранее 500 метров. На месте причальных стенок планируется участок набережной с малоэтажной застройкой.
Директор Южного речного вокзала Дарья Печкина
Руководитель проекта реконструкции Анна Данилова
«Дошла очередь до Южного вокзала, где двадцать лет ничего не было. Его полностью реконструировали, очистили акваторию, сделали хорошую набережную, пешеходные маршруты, благоустроили территорию. В этом году начнется навигация. Отсюда будут уходить круизные лайнеры в 30 городов России. Таким образом, Москва восстановила оба своих порта – Северный и Южный, по-настоящему стала столицей – портом пяти морей», – сказал Сергей Собянин.
Открытие обновлённого вокзала состоялось 28 апреля 2023 года, а на следующий день по случаю начала навигации в акватории Москвы-реки прошёл парад теплоходов.
От Южного речного вокзала можно отправиться в круиз в Рязань, Муром, Касимов, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Уфу. Ожидается, что за сезон речной навигации вокзал сможет принять свыше 300 000 посетителей.
В перспективе вокзал станет станцией регулярного речного пассажирского маршрута, на котором будет использоваться электротранспорт. Суда доставлены с петербургских верфей и проходят техническое обслуживание в Южном речном порту. «Синичка», «Пресня», «Сетунь», «Филька» - первым электросудам присвоены названия московских малых рек. По маршрутам будут расставлены круглые плавучие причалы для посадки и высадки пассажиров, оснащённые также функцией подзарядки.
Путеводитель - это алфавитный указатель всех публикаций «Город на память» с активными ссылками.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #южныйречнойвокзал #судоходство #москварека