Найти в Дзене

Северный модерн в архитектуре Москвы

В русской архитектуре начала XX века есть недолгий период северного модерна – стиля, пришедшего к нам из Скандинавии и обогатившегося русским фольклором и зодчеством русского Севера. Этот холодный, суровый, сказочный стиль представлен в Москве единичными постройками. В России ареал его обитания – Питер и Выборг.

Северный модерн появился в России, благодаря культурным и экономическим связям начала XX века с Швецией и Великим Княжеством Финляндским, входившим тогда в состав Российской Империи. В это время Сергей Дягилев организовывает совместные выставки русских и скандинавских художников. Николай Рерих, Александр Бенуа, Михаил Врубель тесто сотрудничают с финскими художниками и архитекторами.

В Европе этот стиль получил название национального романтизма, благодаря обращению к национальной истории и природным мотивам. В России он вылился в два направления, которые часто взаимодействовали, но все же были различимы.

  • Первое направление – неорусский стиль, где архитекторы в поисках вдохновения обращались к русским теремам и узорочью.
  • Второе - «русский северный модерн», близкий к постройкам Стокгольма и Гельсинфорса (как называли в России Хельсинки до 1926 года).

Самые известные московские дома с элементами северного модерна это знаменитый Дом Перцовой на Пречистенской набережной с его сказочными вставками из майолики и неповторимой архитектурой, напоминающей то ли замок, то ли терем, Дом Лоськова и Дом общества «Детский труд и отдых», дом-музей Брюсова и Ярославский вокзал.

Что же выделяет северный модерн среди других стилей?

  • Возвращение к традиционным строительным материалам и их контрастные сочетания: грубо обработанный гранит, фактурная штукатурка, отделочный кирпич, бревенчатый сруб (фото 1)
Фото 1. Усадьба Патрикеева (1907, архитектор Ф.Шехтель)
Фото 1. Усадьба Патрикеева (1907, архитектор Ф.Шехтель)
  • Стилизация мотивов средневековой архитектуры и народов Севера. Здания напоминают северные скальные ландшафты или масштабные средневековые сооружения (фото 2).
Фото 2. Дом Лоськова. 1906. Архитектор А.Зеленко
Фото 2. Дом Лоськова. 1906. Архитектор А.Зеленко
  • Массивная форма здания (фото 3)
Фото 3. Доходный дом Симоновой (1910, архитектор В.Апышков)
Фото 3. Доходный дом Симоновой (1910, архитектор В.Апышков)
  • Орнамент с северным фольклором, образами северной флоры и фауны (фото 4)
Фото 4. Барельефы Ярославского вокзала (1904, архитектор Ф.Шехтель)
Фото 4. Барельефы Ярославского вокзала (1904, архитектор Ф.Шехтель)
  • Использование цветной керамической плитки (фото 5)
Фото 5. Доходный дом Плевако (1905, архитектор П.Микини) )
Фото 5. Доходный дом Плевако (1905, архитектор П.Микини) )
  • Отсутствие мелкого декора (фото 6)
Фото 6. Фасад доходного дома Вешнякова (1912, архитекторы И.Кондратенко, С.Дорошенко)
Фото 6. Фасад доходного дома Вешнякова (1912, архитекторы И.Кондратенко, С.Дорошенко)
  • Разнообразие оконных проемов (фото 7)
Фото 7. Музей Серебряного века (Дом Брюсова) (начало XX века, архитектор В.Чагин)
Фото 7. Музей Серебряного века (Дом Брюсова) (начало XX века, архитектор В.Чагин)

Об архитекторах и владельцах этих зданий, историях их создания можно прочесть по #СеверныйМодерн на канале https://t.me/LF6qVVxGBzBhNWIy