Найти тему

ЗИЛ против МАЗ: почему тягачи завода ЗИЛ оказались в тени грузовиков МАЗ?

В Советском Союзе любое транспортное средство, способное перевозить большие грузы, проектировалось сразу с учётом его возможного военного применения. А в дальнейшем, если машина доходила до конвейера и начинался её массовый выпуск, то обычным делом было производить технику в двух версиях: одна гражданского назначения, а другая исключительно по требованию армии. Ведь Министерство обороны СССР было у всех желанным заказчиком, и армейский госзаказ мог гарантировать любому автозаводу стабильность и долгосрочное финансирование предприятия. Основными же поставщиками мощной грузовой техники для нужд Министерства обороны Советского Союза были МАЗ и ЗИЛ.

Конкурирующие между собой заводы МАЗ и ЗИЛ во времена СССР
Конкурирующие между собой заводы МАЗ и ЗИЛ во времена СССР

Военными самыми востребованными грузовиками этих автогигантов стали ЗИЛ-135 и МАЗ-537. Разработанные ещё в 50-х годах и в дальнейшем они очень долго производились в разных модификациях, но на неизменном базовом своём проекте. Внешне эти машины были похожи. И это неудивительно, ведь и выполнять они должны были практически одинаковые задачи - перевозку тяжелых грузов в идентичных условиях. МАЗ-537 выпускался с 1959 по 1989 год, а ЗИЛ-135 - с 1963 года по 1995 год. Практически по 30 лет производилась каждая из этих моделей.

Большегрузный МАЗ-537 четырёхосный тягач с V-12 дизельным двигателем на 525 лошадей, был вне конкуренции и мог перевозить что угодно даже на полном бездорожье.

Минский грузовик-тягач МАЗ-537
Минский грузовик-тягач МАЗ-537

ЗИЛ-135 значительно ему проигрывал по части силовой установки. Хотя со своим весом в 10,5 тонн сам по себе был в два раза легче МАЗ-537, но всё же маневренность и мобильность ЗИЛ-135 не перевешивали серьёзное преимущество Минского тягача - его мощную энерговооружённость.

Грузовик-тягач ЗИЛ-135 завода им. Лихачёва
Грузовик-тягач ЗИЛ-135 завода им. Лихачёва

В процессе модификации, два 120-ти лошадиных бензиновых двигателя ЗИЛ-135 пробовали поменять на два по 180 лошадей от ЗИЛ-375. Но даже общая мощностью в 360 лошадиных сил оказалась недостаточной, чтобы опередить МАЗ-537 по мощности.

Поэтому в армии обе машины использовались для разных задач с учётом сильных сторон и преимуществ каждой из них. Но в целом армия предпочитала продукцию именно Минского автозавода, и по общему итогу за все годы выпуска было произведено больше МАЗ-537, чем ЗИЛ-135.

Читайте также:

Классика против современности: Какая Нива лучше по мнению шофёров?
Автолегенды СССР: история и технологии15 мая 2023
Безопасность пренебрегалась: почему шоферы в СССР не пристегивались?
Автолегенды СССР: история и технологии13 мая 2023
Непревзойденный ЗИЛ-130: почему он остается неподвластным времени?
Автолегенды СССР: история и технологии13 мая 2023
КГБ запретил это изобретение, посчитав его слишком прогрессивным
Автолегенды СССР: история и технологии12 мая 2023
"Народный" автомобиль: почему в СССР его не полюбили?
Автолегенды СССР: история и технологии12 мая 2023