Привет! У нас важное объявление - мы обожаем муми-троллей! Считаем, что книги про них нужно читать всем - и не только детям. Для нас они - не просто сказки, а бесконечный источник мудрости, и мы решили собрать любимые цитаты из книг в этой статье.
А вы знаете историю появления муми-троллей?
Если нет, то мы вам, конечно, расскажем🙂
Создательница муми-мира - Туве Марика Янссон (1914–2001). Саму себя Янссон считала прежде всего художницей: она писала картины всю жизнь, экспериментировала с самыми разными техниками и художественными направлениями (от импрессионизма до абстракционизма), участвовала во многих выставках. Особенно известны ее росписи стен в административных зданиях в разных городах Финляндии и даже алтаря церкви в городе Теува. И все же несмотря на то, что Янссон — художница, карикатурист, иллюстратор, автор нескольких романов, сборников рассказов, пьес и сценариев, национальное, а затем и мировое признание она получила именно как автор «Муми-троллей».
В 1939 году начинающая художница Туве Янссон была в ужасе от событий, происходивших в Европе и в Финляндии. Творчество стало даваться Янссон гораздо тяжелее, и, чтобы преодолеть этот кризис, она решила написать историю о необыкновенно счастливой семье.
Образ главного героя она придумала еще в детстве: после спора с братом Пером Улофом об Иммануиле Канте она нарисовала его на стене уличного туалета на острове архипелага Пеллинки (где они летом отдыхали семьей) и сообщила, что это самое уродливое существо на свете. Янссон назвала его Снорком и часто рисовала впоследствии. А вот само слово «муми-тролль» появилось в 1930-е, когда Туве училась в Стокгольме и жила у своего дяди Эйнара Хаммерштена. Тот рассказывал ей о неприятных и пугающих «му-у-умитроллях», которые живут за печкой и охраняют его еду от ночных набегов племянницы. Они издают протяжные вздохи — отсюда название.
В 1939 году образ Снорка лег в основу истории о маленьких троллях и потопе. Тогда же Янссон решила дать этому персонажу и его семье общее название — муми-тролли. Книга могла так и остаться незаконченной и неизданной, если бы не друзья Янссон и в первую очередь ее возлюбленный — политик и интеллектуал Атос Виртанен, за которого она хотела выйти замуж (но так и не вышла). Именно он поддержал Туве и неоднократно говорил о том, что история муми-троллей — это детская сказка, которую должен увидеть мир.
Полную историю создания и хронологию книг можете прочитать в этой статье - не видим смысла ее копипастить, и переписывать тоже - она очень подробная и интересная. А мы переходим к цитатам - попробуйте читать их вдумчиво, не спеша😊
- – Никогда не станешь по-настоящему свободным, если будешь чрезмерно кем-нибудь восхищаться, – неожиданно сказал Снусмумрик.
- Ваши планы не обязательно должны быть необычайными, чтобы сделать вас необычайно счастливыми.
- Она бродила по комнатам, пытаясь найти утешение среди своих чудесных вещей, но и вещи ее не радовали, скорее наоборот: она все время думала лишь о том, что ей придется все это оставить на земле, в то время как сама она отправится на небо.
- Каждый, вне зависимости от того, мал он или нет, имеет право иногда сердиться.
- Нельзя же постоянно быть приветливым и общительным. Просто-напросто не успеваешь.
- Никто из домашних не беспокоился, и это было не так уж плохо. Они решили никогда не беспокоиться друг за друга; таким образом они избегали взаимных упреков и предоставляли друг другу – насколько это возможно – полную свободу действий.
- Им всегда хотелось домой в самый неподходящий момент.
- Что ж, каждый веселится по-своему.
- Тогда они снова засмеялись, ситуация показалась им необычайно комичной: выходит, их родственник всю свою жизнь делал то, что ему не хочется, только потому, что не смел отказаться.
- В обыденной жизни от гениев – одни неприятности.
- Бедный папа вбил себе в голову, что ему никогда больше не поверят, если он не сдержит своего слова.
- Каждый человек должен совершить свои ошибки.
- Вечер все равно был испорчен, и он решил, что уж лучше поболтать, чем просто молчать.
- Смотреть на вещи — одно, а держать их в руках, знать, что они твои собственные, — совсем другое.
- Она уже не мерзла. И как ни странно, но она вдруг почувствовала себя в полной безопасности. Для Филифьонки это было довольно непривычное ощущение, и она находила его чрезвычайно приятным. Да и о чем ей теперь беспокоиться? Ведь катастрофа наконец-то произошла.
- Иногда тайна намного удобней, чем знание ответов на вопросы.
- И в цветах она тоже не разбирается. А меньше всего в моих ощущениях. Она сидит сейчас у себя дома и думает, что со мной никогда ничего не случалось. А ведь я каждый день переживаю конец света и все-таки продолжаю одеваться и раздеваться, есть и мыть посуду, принимать гостей, словно ничего и не происходит!
- Те, кто вас любят, никогда не обратят внимание на вашу неуклюжесть.
- Ведь надо же, чтобы кто-то понял, что я боюсь, чтобы хоть кто-нибудь сказал: Ну конечно, ты боишься, я так тебя понимаю… Или еще лучше: Но дорогая моя, чего же тебе бояться? В такой погожий, такой тихий летний день. Что угодно, но пусть хоть что-нибудь скажет.
- Ночью может быть либо страшно, либо волшебно, в зависимости от компании.
- Неужели они не могут понять, что я все только испорчу своей болтовней, если начну об этом рассказывать? Тогда ничего не останется, я запомню только собственный рассказ, если попытаюсь рассказать о своих странствиях.
- Мы должны держать глаза открытыми и видеть, когда стоим на распутье, ведь столько дорог на нашем пути: тропинки, боковые дорожки, разные возможности.
- Иногда ужасно тяжело быть самим собой.
- В большинстве случаев конец — это начало!
- Каждый нуждается в тепле и свете, даже Морра.
А вы любите муми-троллей?