Реджеп Эрдоган победил на выборах президента Турции. Глава российского государства Владимир Путин поздравил его с победой, назвал «дорогим другом» и пожелал крепкого здоровья.
Заметим, что для наблюдателей в России, не искушённых в турецкой политике, такая напряженная, двухтуровая борьба на выборах президента страны оказалась сюрпризом. Имея склонность толковать происходящее в Турции по российским «лекалам», у многих было впечатление, что Эрдоган «всё зажал в кулак» и легко выиграет. Реальность оказалась иной – победа далась с трудом.
В тактическом отношении победа Эрдогана, конечно, на пользу Путину. Для него это хорошая новость – сохранена одна их точек опоры. Пусть и не твёрдая, но в сегодняшнем мире у России среди влиятельных стран твёрдых точек опоры нет и не может быть. Просто в силу того, что включенность этих стран в отношения с западным миром куда большая, чем в отношения с Россией.
Но в стратегическом плане для нашей страны победа Эрдогана не значит ничего. Не позволяет она выбраться из того положения, в которую поставила Россию спецоперация. Пожалуй, даже, имея в виду тактический образ мышления в Кремле, она даёт глоток ошибочного оптимизма.
Наблюдатели чаще всего увлечены материальной стороной конфликта в Украине и, при рассмотрении возможностей его прекращению, не обращают внимания на его человеческое измерение. Это может показаться парадоксальным, но это так. Сказать, что на человеческую трагедию не обращают внимания, было бы, конечно, нелепо. Но мы имеем в виду иное – противостояние должно и может быть остановлено исходя из соображения о прекращении смертей, ранений, беженства, разрушений.
В этом отношении, только партия «Яблоко» занимает в России самостоятельную и последовательную позицию. Она исходит из человеческого измерения политики, но, также имеет вполне понятные практические следствия для любителей представлять себе политику как сферу борьбы материальных интересов. Эти соображения легко могут быть раскрыты, но приводить их здесь не место.
Реджеп Эрдоган победил в непростой борьбе. Для стратегических интересов России эта победа не значит ничего.