Мистер «Нет» – этот дипломат получил столь оригинальное прозвище в западной прессе за бескомпромиссную позицию в отстаивании интересов Советского Союза. Без малого тридцать лет представлял он интересы своей отчизны на международной арене.
Андрей Андреевич Громыко был участником многих исторических событий ХХ века. С 1957 по 1985 годы он возглавлял Министерство иностранных дел СССР. Патриарх дипломатии заслужил право считаться одним из величайших дипломатов отечественной истории.
Громыко начинал при Сталине, стал главой ведомства при Хрущёве, был дружен с Брежневым и отошёл от дел при Горбачёве. Известна история о том, что, придя к власти в Кремле, Хрущёву подготовили доклад о кандидатах на должность главы МИДа. Один – бульдог, если дана команда, то не разожмёт челюсти пока не выполнит её. Второй – умница, дипломатическая звезда с хорошим кругозором. После некоторых раздумий Никита Сергеевич остановился на первой кандидатуре.
Пока Громыко возглавлял МИД никто не смел диктовать нам свои условия. В беседах с сыном, специалистом по американистике и африканистике Анатолием Андреевичем Громыко, он делился своими взглядами на дипломатию и международные отношения. Из этих бесед, состоявшихся незадолго до смерти дипломата в 1989 году, мы можем черпать весь кладезь знаний, позволявших ему быть главой советских дипломатов.
Андрей Андреевич тяжело воспринимал все те уступки, что делала советская дипломатия при Горбачёве. К власти пришли пацифисты со своими идеалами. Мэтр считал, что глава государства не может исповедовать трусливые ценности. «Гордись своим пацифизмом, где угодно, но не на месте руководителя великой державы».
Делясь воспоминаниями, он отмечал, что не раз встречал глав государств, которые боялись отстаивать интересы своей страны перед Америкой. Страх, что они случайно обидят США, мешал им заботиться о собственной Родине. Именно поэтому он никогда не заискивал перед западниками. Дипломат прежде всего должен думать про нужды собственной страны.
Возможно, поэтому Громыко был тем человеком, кто участвовал в разрешении Карибского кризиса, работал над договором о нераспространении ядерного оружия, поддерживал политику государства по спорным вопросам ввода войск в Чехословакию и Афганистан. Интересы государства были для него превыше всего остального.
Известно его воспоминание о переговорах с западногерманским лидером Аденауэром в начале 1960-х годов. Глава Западной Германии предлагал Москве подписать договор о перемирии сроком на десять лет. Вроде ничего не значащий документ, который в тот момент сыграл бы в интересах Советского Союза, был отвергнут.
Громыко решил, что сегодняшние выгоды не стоят последующих поколений. За его спиной стояли миллионы жизней, добившиеся тех условий, на которых мы стоим сейчас. Андрей Андреевич считал, что не имеет права использовать в политических играх их успехи и победы.
Действия Михаила Сергеевича Горбачёва, что привели к воссоединению Германии перекликаются с событиями 1960-х годов. Решение вывести советский контингент из стран Восточной Европы не нашло поддержки у прославленного дипломата. «Мы совершили не жест доброй воли, а самоубийство».
«СССР в одностороннем порядке решил вывести свои войска. Тем самым мы убрали щит, разделявший нас с НАТО». По мнению Громыко, «только роспуск Североатлантического альянса был бы равнозначным поступком со стороны стран Запада. Убрав собственный щит, мы нарушили баланс. Уйти легко, а вернуться назад будет почти невозможно».
Не разделял Андрей Андреевич усилий Михаила Сергеевича по отказу от ядерного оружия.
«Оружие – это наши гарантии. Наши усилия по задабриванию зверя не приведут к тому, что зверь решит отказаться от когтей и клыков. Ведясь на западную пропаганду лидеры государства попадают в капкан. Видимость разнообразия мнений, что так сладко продаётся странам Третьего мира, есть глубокое заблуждение. Идеальный образ мира, который примется строить Запад после нашего отказа от вооружений, это мир лошадей и всадников, где одни будут ездить на других».
Годы, прошедшие с распада Советского Союза, продемонстрировали всю правоту великого патриарха советской дипломатии. Неоколониализм является не прошлым, но настоящим мировой политики. На все попытки оспорить эту структуру мы получаем проблемы и страдания.
А вы согласны с Андреем Андреевичем Громыко - великим патриархом советской дипломатии?
Поделитесь своим мнением в комментариях пожалуйста.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк - это поможет каналу выжить. Подписывайтесь на канал, смело комментируйте, делитесь с друзьями.