Найти тему
Военобзор

Flug Revue: самолёт Ту-214 – новая старая надежда России

Взлёт самолёта Ту-214. Фото: Бьорн Стрей / commons.wikimedia.org
Взлёт самолёта Ту-214. Фото: Бьорн Стрей / commons.wikimedia.org

В своё время Советский Союз обладал довольно развитой авиастроительной отраслью. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. К сожалению, в новейшей истории нашей страны были не совсем хорошие годы. И если военное авиастроение и передовые наработки в этом направлении удалось сократить и даже модернизировать благодаря крупному индийскому контракту на тяжёлые истребители Су-30МКИ, то гражданское авиастроение пришлось фактически восстанавливать заново.

В свете глобальных геополитических изменений, начавшихся в последнее время, наша страна вынуждена постепенно отказываться от эксплуатации продукции иностранного производства. Это справедливо и для пассажирских авиалайнеров. Теперь никаких "Боингов" и "Эйрбасов", а всё своё родное.

Полностью импортозамещённый, состоящий исключительно из узлов и агрегатов отечественного производства, ближнемагистральный авиалайнер Sukhoi Superjet New может появиться уже в 2024 году. Полное импортозамещение узлов и агрегатов среднемагистрального самолёта МС-21 планирую завершить через пару-тройку лет. По крайней мере, об этом недавно говорил глава Правительства России Михаил Мишустин.

Ту-214СР (самолёт-ретранслятор) специального лётного отряда "Россия". Фото: Тоши Аоки / commons.wikimedia.org
Ту-214СР (самолёт-ретранслятор) специального лётного отряда "Россия". Фото: Тоши Аоки / commons.wikimedia.org

А пока авиакомпаниям придётся довольствоваться тем, что есть. Стало известно, что Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) планирует к 2030 году построить 70 узкофюзеляжных авиалайнеров Ту-214. Этот самолёт и в настоящее время выпускается в небольших количествах. Ту-214 является дальнейшим развитием базового лайнера Ту-204, совершившим своё первый полёт в далёком 1989 году.

Озвученные представителями ОАК планы стали поводом для того, чтобы в прессе (в том числе и зарубежной), появились материалы, посвящённые данной теме. В частности, немецкий авиационный журнал Flug Revue как-то, вышел со своей публикацией, в которой говорится о том, что самолёт Ту-214 – новая старая надежда России. Именно так, "новая старая надежда".

Ту-214ОН ("Открытое небо"). Фото: tupolev.ru
Ту-214ОН ("Открытое небо"). Фото: tupolev.ru

Довольно спорный материал, и сейчас станет понятно почему. Дело в том, что эксперт немецкого журнала сразу же говорит о том, что Ту-214 не сможёт заменить в российских авиакомпаниях западные самолёты. Даже близко. Просто по той причине, что он будет доступен в слишком малых количествах. Заявленные к постройке 70 машин – это слишком мало. А ещё автор прямо называет российский самолёт "пыльным маяком надежды".

Свою точку зрения зарубежный эксперт обосновал тем, что самолёт Ту-214 не сыграл никакой роли в гражданской авиации. Несмотря на то, что производство летательных аппаратов данного типа никогда не прекращалось, они выпускаются в малых количествах и для нужд военного ведомства России. Там Ту-214 выполняет различные задачи.

В частности, до недавнего времени лайнер использовался для выполнения наблюдательных полётов в рамках договора "Открытое небо". Так же в настоящее время он используется специальными эскадрильями в качестве летающего командного пункта и перевозки личного состава. Имеется специальная версия самолёта радиотехнической разведки Ту-214Р. Но тут же автор называет российский самолёт полным провалом для авиаперевозчиков.

Ту-214Р в полёте. Фото: Римма Садыкова / commons.wikimedia.org
Ту-214Р в полёте. Фото: Римма Садыкова / commons.wikimedia.org

В качестве аргумента эксперт приводит данные о том, что только несколько машин из семейства Ту-204/214 (всего построено 34 самолёта) попали в коммерческие авиакомпании. И ни один из этих коммерческих самолётов не летает в настоящее время. Компания Red Wings списала свой единственный Ту-214 2009 года постройки ещё в 2017 году.

В то же время автор говорит о том, что в техническом плане Ту-214, впервые поднявшийся в воздух в 1996 году, не так уж и плох. Он имеет лётный экипаж в составе всего двух человек, оснащён "стеклянной" кабиной. Вся авионика разработана в России. Крейсерская скорость полёта составляет 850 км/ч, практический потолок – 12000 метров. В базовой конфигурации Ту-214 может перевозить 210 пассажиров на расстояние до 6500 километров.

Ту-214 авиакомпании "Трансаэро". Фото: Джон Таггарт / commons.wikimedia.org
Ту-214 авиакомпании "Трансаэро". Фото: Джон Таггарт / commons.wikimedia.org

Но тут же следует сравнение с европейским авиалайнером Airbus А321. Оба самолёты среднемагистральные. Оба появились в 90-х годах прошлого столетия. Оба обладают схожими габаритами и характеристиками. Но если сопоставить отдельные параметры, то тут А321 лучше. Это мнение зарубежного эксперта.

Он говорит о том, что при схожем полезной нагрузке европейский самолёт легче в пустом состоянии (48,5 тонны против 59 тонн). Кроме того, "европейцу" для того, чтобы пролететь одно и то же расстояние с Ту-214, требуется гораздо меньше топлива в баках. И именно экономичность является главным и очень существенным недостатком российского лайнера. Исходя из этого и сделан вывод о том, что у Ту-214 нет будущего.

Действительно, довольно странное умозаключение. Российский самолёт хорош, но у него нет будущего. Какая-то нестыковка. Может на Западе просто пора признать, что если бы не сильное лобби всяких "Боингов" и "Эйрбасов", сильнейшее давление из-за рубежа на отечественный авиапром и российские авиакомпании в 90-е годы, то российский Ту-214 летал в гораздо больших количествах.

Что касается экономичности двигателей ПС-90А, то не такие они и прожорливые. Ещё немаловажным является тот факт, что эксплуатироваться запланированные самолёты Ту-214 будут российскими авиаперевозчиками. А у нас стоимость авиационного керосина, наверное, ниже чем на цивилизованном Западе. Тем более, что нельзя исключать, и будущие дотации авиационным компаниям со стороны государства.

Но самое главная причина, по которой необходимо восстанавливать крупносерийное производство Ту-214, это снижение себестоимости каждого выпускаемого самолёта. После этого нельзя исключать и появление заказов со стороны Минобороны РФ на машины данного типа. В вариантах самолётов РЭБ, радиотехнической разведки и даже патрульного противолодочного самолёта. На роль противолодочника наш Ту-214 по своим характеристикам подходит как нельзя лучше.