Инженерная мысль сумрачного тевтонского гения всегда умела придумывать и воплощать в металле всевозможные орудия для сокращения популяции Homo sapiens, что наглядно продемонстрировала самая страшная война в истории человечества – Вторая мировая. Правда, после окончания войны активность в данном направлении была существенно ограничена под давлением стран антигитлеровской оси.
Особенно немецкие инженеры в конструировании всевозможных самоходных артиллерийских орудий, как штурмовых и противотанковых, так и классических гаубиц, работавших с закрытых позиций. Именно немцам в свое время принадлежало первенство в разработке самоходок и внедрении их в армию. Что есть, то есть. Все эти "Штуги", "Бруммбэры", "Хуммели", "Фердинады"... Перечислять можно долго. Там настоящий зверинец в прямом смысле этого слова. Всё дело в том, что своим изделиям немецкие конструкторы давали имена животных и насекомых.
А как обстоят дела с самоходными артиллерийскими установками у немецкого военно-промышленного комплекса в настоящее время? Вопрос отнюдь не праздный и появился в связи с современной геополитической обстановкой. А так же с тем, что власти одной сопредельной нашей стране территории, взяли и потребовали у правительства Германии самоходные артиллерийские установки PzH-2000. Во-первых, потребовали в свойственной им манере требовать; во-вторых, когда-то потребовали сразу в количестве аж 100 единиц.
Поэтому и интересно рассмотреть, что же собой представляет эта самоходная гаубица PzH-2000, что её так требуют.
Данная САУ разработана немецким концерном Krauss-Maffei Wegmann, основным направлением деятельности которого как раз таки является производство всевозможных военных гусеничных и колёсных машин. Установка разработана в 1998 году (презентация публике), с того же года она была запущена в серийное производство.
PzH-2000 построена по ставшей уже классической для боевых машин данного типа схеме с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления. Под боевое отделение с вращающейся башней полностью отведены средняя и кормовая части машины.
Бронирование корпуса машины противопульное и противоосколочное. Броня башни обеспечивает защиту от поражения пулями калибра до 14,5 миллиметров включительно, а так же крупных осколков артиллерийских снарядов и мин. Сверху наиболее уязвимые места данной САУ прикрыты реактивной бронёй, что даёт дополнительную защиту установки от поражающих элементов кассетных боеприпасов. Особо необходимо отметить, что PzH-2000 не имеет блоков динамической защиты в лобовой и бортовой проекции. Почему? Потому что данная установка, как и все её "одноклассники" никак не предназначена для действий на переднем крае. Её основная задача – работа по целям с закрытых артиллерийских позиций.
Длина установки с пушкой составляет почти 11,7 метров, длина корпуса – 7,9 метров, ширина корпуса – 3,5 метра, высота – 3,4 метра. Снаряженная боевая масса САУ – 55,3 тонны. Расчёт – 5 человек. Установка приводится в движение 1000-сильным дизелем MTU 881 Ka-500. Максимальная скорость движения по шоссе – 67 км/ч. Запас хода на одной топливом – 420 километров.
Особый интерес вызывает комплекс вооружения самоходки PzH-2000. Во вращающейся башне установлена 155-миллиметровая гаубица раздельного заряжания c длиной ствола в 52 калибра. Возимый боекомплект – 60 снарядов и 228 метательных зарядов. Орудие оснащено системой навигации, автоматизированной системой управления огнём и автоматом заряжания. Максимальная дальность стрельбы штатным осколочно-фугасным снарядом – 30 километров, при стрельбе активно-реактивным боеприпасом – 50 километров.
Дополнительным вооружением, предназначенным для самообороны, является 7,62-миллеметровый единый пулемёт MG3 с боекомплектом 2000 патронов. Пулемёт устанавливается на башне. Кроме того, по бортам башни установлены дымовые гранатомёты (по четыре с каждого борта).
Необходимо отметить высокий уровень автоматизации данной САУ. Как уже говорилось, расчёт самоходки состоит из пяти человек (командир, механик-водитель, наводчик, два заряжающих). Однако при ведении огня в автоматическом режиме достаточно только двух человек – командира и наводчика.
Основным недостатком самоходной гаубицы PzH-2000 является её большая масса, что препятствует её транспортировке по воздуху. Единственным возможно доступным способом перевозки таких самоходок остаётся железнодорожный или автомобильный транспорт. Как вариант, САУ можно перегнать своим ходом, что негативно скажется на ресурсе моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части.
Что касается эффективности немецкого изделия, то PzH-2000 является одной из лучших самоходок современности в мире. Несмотря на ограниченный "тираж". За годы производства было выпущено порядка 350 таких установок. Основными операторами PzH-2000 являются немецкий бундесвер, армии Нидерландов, Италии и Греции.
На этом фоне довольно смешно смотрелись требования киевских властей к официальному Берлину о передаче 100 САУ из наличия немецкой армии. Всё дело в том, что, согласно открытым данным, у бундесвера в наличии всего 121 такая установка (уже была). Часть из них являются неактивными и находятся на хранении. Ещё немаловажным является тот факт, что PzH-2000 – единственный тип САУ, стоящий на вооружении германской армии. Других просто нет.