Найти в Дзене

Фрида Кало - самая известная мексиканка

Кто не знает Фриду Кало? Вряд ли людей, ответивших отрицательно, будет много. Все мы неоднократно видели или стилизованные картинки, плакаты или портреты с изображением неулыбчивой мексиканской девушки с монобровью.

Рассказывая о Мексике, Фриду просто возможно не упомянуть – по сути, это самая известная за пределами страны мексиканка. Известнее нее могут быть только голливудские актрисы мексиканского происхождения. Но, так или иначе, Фриду знают все – о ее жизни даже был снят фильм с Сальмой Хайек (которая также является мексиканкой) в главной роли.

Личность Фриды до сих пор будоражит и вдохновляет людей – только недавно я рассказывала о показе Christian Dior, вдохновленным биографией, творчеством и, конечно же, стилем знаменитой художницы:

Мексиканская художница Фрида Кало родилась в Мехико в самом начале XX века – в 1907 году. Немногие знают, но при рождении девочку назвали Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (Magdalena Carmen Frida Kahlo Calderón). В Мексике обычное дело дать ребенку два или три имени, из которых в обычной жизни используется только одно. Фамилия Кало Кальдерон была унаследована от обоих родителей: Кало – это фамилия отца (всегда идет первой), Кальдерон – фамилия матери.

Необычно, что для постоянно использования девочка выбрала немецкое имя Фрида, по всей видимости, выбранное отцом. Отец художницы – немец Карл Кало, эмигрировавший в Мексику и взявший себе впоследствии имя Гильермо Кало. Мать – Матильда Кальдерон Гонсалес, мексиканка с примесью индейской крови. Так что самая известная мексиканка Фрида на самом деле наполовину немка.

Именно с подачи отца-фотографа впоследствии увлеклась фотографией и Фрида. В знаменитом Casa Azul (доме семьи Кало, превращенном в музей) фотографиям Фриды (она предпочитала автопортреты) посвящен целый зал. Собственно говоря, поэтому мы сейчас можем найти очень много изображений Фриды – в отличие от многих исторических личностей, живших в начале XX века.

На девочку довольно рано стали сваливаться жизненные напасти. В 6 лет она переболела полиомиелитом, навсегда укоротившим и иссушившим ее правую ногу – Фрида стала хромой. Кстати, именно поэтому Фрида всю жизнь провела в юбках и брюках, закрывавших ноги – очень щепетильно относившаяся к собственной внешности, она не хотела демонстрировать или хотя бы давать намек на свой недостаток.

А в 18 (в других источниках - 19) она попала в автомобильную аварию (в автобус, в котором ехала Фрида, врезался трамвай), в результате которой девушка получила многочисленные переломы позвоночника, ключиц, ребер, таза, костей ноги. Год Фрида провела в постели, не вставая, а впоследствии ей приходилось постоянно носить корсет и соблюдать постельный режим на протяжении многих лет. И это не говоря о том, что девушка испытывала постоянные сильные боли.

В знаменитом Синем доме в спальне Фриды до сих пор сохранилась ее кровать, в потолок которой раньше было вмонтировано зеркало – так художница коротала часы, в которые не могла встать с постели. Именно поэтому, кстати, в творчестве Фриды так много автопортретов – своей основной темой в творчестве художница называла одиночество.

Просто посмотрите, как рисовала Фрида: эта конструкция над ней - не что иное, как мольберт
Просто посмотрите, как рисовала Фрида: эта конструкция над ней - не что иное, как мольберт

Но самое главное – во время аварии матку Фриды насквозь проткнул железный штырь. Долгие годы девушка, а затем женщина, пыталась стать матерью, перенесла множество болезненных операций, но испытать материнство ей не удалось. В музее Фриды Кало меня больше всего зацепила картина «Фрида и кесарево сечение» (написана в 1931 году, когда Фриде было 24 года), на которой художница изобразила перенесенную ей операцию по прерыванию беременности. Чересчур реалистичная и даже пронзительная, картина как будто бьет под дых – из всего зала только она притягивает взгляд. Я возвращалась к ней несколько раз.

Картина "Фрида и кесарево сечение" (1931г.), выставленная в Доме-музее Фриды Кало
Картина "Фрида и кесарево сечение" (1931г.), выставленная в Доме-музее Фриды Кало

Перенесенная авария в корне изменила жизнь Фриды – именно из-за невозможности ходить и вообще вставать она начала выплескивать свои чувства на холсты. Картины Фриды – до примитивности натуралистичные, живые, экспрессивные, при этом, иногда вызывающие отвращение, а иногда недоумение, писал ли их ребенок или взрослый человек. Стиль Фриды невозможно не узнать – подражателей у нее множество, но она такая точно одна.

При этом, несмотря на раннюю встречу с темной стороной жизни, Фриду нельзя назвать жертвой. Напротив, она была еще какой бунтаркой! В юном возрасте Фрида стала заниматься «мужскими» видами спорта – плаванием, футболом и, не поверите, боксом. А затем в школе она начала участвовать в неформальных кружках, организованных прогрессивными студентами, там же она стала изучать основные идеи коммунизма и проникаться ими.

-4

Кроме того, Фрида очень любила носить мужскую одежду и фотографировать себя обнаженной (в Сети вы можете найти множество фотографий) – можете представить, НАСКОЛЬКО она отличалась от всех остальных девушек своего возраста, живущих в строгой католической стране?

-5
Посмотрите, насколько стильной была Фрида - правая фотография как будто взята из fashion-съемки какого-нибудь Vogue
Посмотрите, насколько стильной была Фрида - правая фотография как будто взята из fashion-съемки какого-нибудь Vogue

По легенде, в то же время Фрида впервые встретила любовь всей своей жизни – мексиканского художника еврейского происхождения Диего Риверу, который якобы расписывал стены их школы. Диего был старше Фриды на 21 год. Они поженились в 1929 году – Фриде было 22 года, и Диего – 43. «Слон и голубка», как их все называли.

Какая поразительно контрастная пара
Какая поразительно контрастная пара
-8

Фрида влюбилась точно не во внешность – похожий на жабу тучный Диего с глазами навыкате и отечным лицом точно не был красавцем – скорее, в его бешеную харизму, привлекавшую женщин. По иронии судьбы, в него всегда влюблялись очень красивые женщины, причем их красота была абсолютно разной. Диего был сердцеедом, всегда крутившим несколько романов одновременно – не изменился он и во время брака с Фридой.

Кстати, первой супругой Диего Риверы была русская художница Ангелина Белова! Они были несколько лет, у них даже был сын, скончавшийся от гриппа в юном возрасте. Но в итоге Диего все равно оставил Ангелину ради очередной возлюбленной – кстати, тоже ради русской красавицы Марии Воробьевой-Стебельской, родившей ему дочь. Надо ли говорить, что и с Марией он в итоге расстался?

Ангелина Белова
Ангелина Белова
Мария Воробьева-Стебельская
Мария Воробьева-Стебельская

А вот Ангелина, боготворившая своего супруга, впоследствии переехала на родину Диего и прожила там до конца жизни. Ее картины можно найти в Национальном музее искусств в Мехико – когда я была там впервые, то даже сфотографировала подписи к ним, чтобы потом посмотреть, как русская художница оказалась в Мексике в начале XX века. Тогда я подумала, что Белова была белоэмигранткой, но ее история оказалась куда более захватывающей.

Несмотря на огромную разницу в возрасте, да и во внешности, Фрида и Диего были ослеплены друг другом – их брак был страстным, но при этом построенным на общем увлечении как искусством, так и коммунистическими идеями. Будь у них другие темпераменты, они могли бы жить долго и счастливо, но и Фрида, и Диего были творческими личностями, экспрессивными и порывистыми, не нуждавшимися в оковах общественных устоев – и поэтому их взаимоотношения были скорее больными, чем счастливыми.

«В моей жизни было две аварии: первая – это трамвай, а вторая – это Диего» - именно так говорила Фрида. Свои чувства она выплескивала, конечно же, в творчестве – так, одна из ее самых известных картин, «Всего несколько уколов», посвящена бесконечным изменам супруга:

-11

Также переживаниям художницы по поводу измен мужа посвящена всемирно известная картина "Две Фриды" - я почти уверена, что и вы ее видели:

-12

При этом, именно во время брака с Диего начался расцвет творчества – именно Диего, взрослый и состоявшийся художник, поддерживал и направлял талантливую жену-самоучку. Он же помогал ей с организацией выставок – Фриду стали узнавать не только в Мексике, но и за пределами страны.

Кстати, в этом браке не только Диего изменял жене направо и налево – юная Фрида быстро повзрослела, поняв, что муж, от которого она так тщательно пыталась родить ребенка, не собирается хранить ей верность. Поэтому и Фрида, несмотря на свое физическое состояние, вела достаточно активную личную жизнь – в число ее любовников (кстати, есть множество свидетельств очевидцев о том, что Фрида была бисексуальна) записывают даже Льва Троцкого, которому супруги предоставили в своем доме убежище после приезда в Мексику.

Что интересно, даже дом Льва Троцкого в Мехико находится всего в паре кварталов от дома Фриды Кало:

Уже через 10 лет после свадьбы, в 1939 году, Фрида и Диего развелись – кстати, из-за измены Диего с сестрой Фриды - Кристиной. А в 1940 году поженились снова! Они сохранили тот же стиль взаимоотношений, но теперь они уже настолько проросли друг в друга, что по-другому не могли. Супруги договорились – быт остается общим, а сексуальные отношения и финансы – порознь.

Практически сразу после воссоединения здоровье Фриды пошатнулось – возможно, на этом сказались как перенесенные переживания, так и возраст. Теперь большую часть своего времени художница проводила в постели. Вот теперь Диего стал ей и поддержкой, и опорой, но их отношения от этого не перестали быть менее бурными.

Диего навещает Фриду в больнице
Диего навещает Фриду в больнице

Но даже ее вынужденная изоляция не мешала ее самовыражению – Фрида вела дневник, рисовала, позировала фотографам, самостоятельно продумывая свои образы, и даже обучала нескольких своих студентов, которые именовали себя «Los Fridos» (буквальный перевод здесь сделать не получится, а вот в вольном – «Последователи Фриды»).

В 1953 году Фриде из-за начавшейся гангрены ампутировали ногу – но даже это не помешало ей представить собственную персональную выставку в Мехико: художницу внесли в выставочный зал на кровати. А уже в 1954 году Фрида умерла – по официальной версии, от воспаления легких, а по неофициальной – от передозировки наркотиков. На момент смерти художнице было всего 47 лет.

Через год после смерти Фриды Диего Ривера передал знаменитый Синий дом властям Мехико для организации музея - он существует и по сей день.

За свою короткую, но такую яркую жизнь Фрида прожила несколько – это ли не подарок для девушки, с юности прикованной к кровати и инвалидному креслу? Кроме того, именно Фрида совершила прорыв в мексиканской живописи и практически «вывезла» ее за пределы Мексики – к ней первой пришла мировая известность. Но для всех, кроме своего Диего, она так и осталась не до конца узнанной, но очень притягательной личностью, загадки которой до сих пор волнуют людей.