Рассказывает протоиерей Вячеслав Брегеда
К поездке на Афон готовишься заранее. Предполагаешь, что придется много ходить, и поэтому припасаешь обувь, чтобы она соответствовала нагрузкам. Так и я выбрал две пары кроссовок, и решил проверить, чтобы они не натирали ноги и были удобны при ходьбе. Лучшую пару положил сверху и стал укладывать рюкзак. Все вроде бы упаковал правильно. Взял также греческую ризу с подризником, так как возможно придётся послужить на Панагии (церковь Богородицы возле самой высокой вершины Святой Горы), куда поднималась Матерь Божия, и откуда хорошо виден весь Афон. Еще хотелось послужить у преподобного Нила Мироточивого, а дальше как Бог даст. Со своим помощником Владимиром мы договорились встретиться на станции Пушкино, чтобы вместе ехать в аэропорт и затем совместно добираться до Афонского полуострова.
Полуостров в древности имел два названия. Самое древнейшие из них – Акти («Морской берег» или «Утёс»). Афоном его назвали в честь мифического фракийского гиганта Афона. Согласно мифу, Афон бросил огромный камень в Посейдона, который упал в Эгейское море. По одной из версий этой легенды, могила Посейдона находилась на Афоне.
Согласно первому известному уставу, утверждённому императором Иоанном Цимисхием, Афон именуется просто «Гора» (др.-греч. – «Орос»).
Наименование же «Святая Гора» окончательно утверждается в первой половине XII в., когда грамота 1144 г. императора Алексея Комнина монастырю Великая Лавра определяет официально и окончательно новое имя: «Отныне имя Афона да зовётся Святой Горой всеми (людьми)».
Согласно древнему местному христианскому преданию, в 49 г. корабль, на котором плыла Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, попал в бурю и его прибило к берегу Афона в том месте, где ныне находится Иверский монастырь. Дева Мария так была поражена красотой этого места, что попросила у Бога это место себе в удел. На что получила ответ: «Да будет место сие уделом твоим и садом твоим, и раем, и гаванью спасения желающих спастись».
В связи с этим Афон называют также «уделом» и «садом Богородицы».
Я оперативно собрался. В Сергиевом Посаде сел на электропоезд, чтобы доехать до Москвы и потом добраться до аэропорта. В Пушкино ко мне подсел Владимир. В общем, все шло по плану. Электричка мирно стучала колесами, и я в мыслях стал перебирать, что я взял для богослужения. И тут вдруг выяснилось, что главную принадлежность для совершения службы ‒ греческую ризу, ‒ оставил дома. Сначала я был обескуражен. Нарушались мои планы. А потом подумал, что в конце концов, если придется служить, мне помогут найти все необходимое на самом Афоне, также, как и дойти до места подвигов Нила Мироточивого.
Далее все шло благополучно. Мы прилетели в Салоники и стали искать подходящий транспорт, чтобы добраться до города Уранополиса. В аэропорту встретили попутчиков и попросились к ним в машину. Часа через два с половиной мы уже были на месте и довольно быстро нашли гостиницу для ночлега. Я сообщил своему помощнику, что, возможно, наши планы изменяться, так как я не готов самостоятельно совершать богослужение. Утром в офисе для паломников мы получили так называемый диометритион ‒ разрешение на посещение Святой Горы, сели на паром и в сопровождении чаек отправились к «Саду Богородицы». Рядом с нами присели сербы. Им нужно было до Хилендара. Они хорошо понимали по-русски, и мы успели с ними немного пообщаться. Они вышли на второй остановке, а мы ‒ на шестой у родного Пантелеимонова монастыря.
По прибытии сразу зарегистрировались и в первый же день обошли всю обитель. В частности, сходили к мельнице, где подвизался преподобный Силуан Афонский. В монастыре произошла очень интересная встреча с о. Гавриилом из Австралии. Его приход находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей. О. Гавриил родился в Китае. Его род происходит от забайкальских казаков. У него пятеро детей и семь внуков. Обменялись с ним контактами.
На следующий день договорились с Владимиром, что пойдем разными маршрутами. Он решил подняться на вершину Святой Горы, а я по берегу Эгейского моря направился по соседствующим монастырям. Я взял на Афон два рюкзака: большой и маленький. Большой с основными вещами оставил у гостиничного, а с маленьким и фотоаппаратом в лёгоньком подряснике решил двинуться в путь. Когда еще разбирал вещи, не мог поверить своим глазам. К моему ужасному удивлению, я умудрился каким-то образом положить в рюкзак два правых кроссовка из разных пар. Напомню, что у меня было две пары кроссовок, и я перед поездкой выбирал, какую лучше взять с собой, и «выбрал»… Так что пришлось идти в старых плетенках, да еще вдобавок и дырявых. В последний момент захватил в дорогу бутылку пресной воды. Из еды ничего не взял. В течение примерно четырех часов прошел два монастыря: Ксенофонт и Дахиар.
Расскажу поподробнее об этих монастырях и своих впечатлениях.
Совершать паломничество на Афоне лучше всего пешим ходом от одного монастыря к другому. Везде есть указатели, так что практически в дневное время заблудиться невозможно. За световой день обычным шагом можно пройти более двадцати километров, и это как раз самая большая ширина полуострова. От Пантелеимонова монастыря по берегу моря спокойно пройдешь в любой конец Святой Горы до какой-нибудь близлежайшей обители. Так и я направился, любуясь красотой пейзажей, к соседнему монастырю Ксенофонт. Эта обитель занимает в святогорской иерархии 16-е место. Находится в западной части Афонского полуострова.
Монастырь основан в X в. греческим вельможей Ксенофонтом, от имени которого и получил своё название.
Сегодня в монастыре живут 30 монахов.
Продолжение следует.