В 1945 году, когда американские власти отдали приказ о бомбардировке японских городов Хиросимы и Нагасаки, советское правительство поняло, что за именно таким оружием и ядерными технологиями будущее. А в период холодной войны это понимание лишь усилилось. Многочисленные КБ и НИИ на территории СССР принялись активно создавать и защищать проекты с использованием ядерной энергетики.
Одним из таких стало предложение о создании атомного локомотива, способного развивать невозможную скорость. О том, что из этого вышло, читайте в нашей статье.
Зачем был нужен проект
В 1948 году в СССР было принято решение идти по пути мирного использования атома. А спустя несколько лет, в 1954 году, в Обнинске заработала первая атомная станция. В то время паровозы уже отходили в прошлое ввиду своей нерентабельности. На их содержание приходилось тратить немало денег, начиная от топлива и заканчивая техническим обслуживанием.
Решение виделось лишь одно — создание атомоходов. Опыт применения подобных установок уже был получен, когда конструкторы устанавливали их на корабли и подводные лодки. Кроме того, атомные локомотивы должны были стать конкурентоспособными в экономическом плане, так как могли без дополнительной остановки проезжать большие расстояния.
По этому поводу даже писали в газете «Гудок». Дескать, для крайнего Севера, Дальнего Востока и Центральной Азии атомоходы станут настоящим спасением. Не придется «тянуть» электролинии и тратить огромные деньги не дефицитное в то время топливо.
Любопытно! Атомоход должен был по габаритам в три раза превышать действующие параметры обычного паровоза, а скорость — в разы превышать возможную для обычных паровозов.
Еще инженеры отмечали, что такой атомоход может стать передвижной энергостанцией. Электроэнергией можно было бы отапливать бани, парники, а также использовать ее на другие нужды.
Опасения за радиационную обстановку
Нечто подобное было создано специалистами кафедры локомотива строения МВТУ имени Н.Э. Баумана еще в середине 50-ых годов. Предложили проект паротурбовоза профессор И. Суровцев и его студенты А. Степанов и В. Шайков.
Инженеры заложили в проекте уже проверенные технологии, которые были использованы на подводных лодках. В качестве теплоносителя выступал жидкий натрий, а контур был напрямую связан с ядерным котлом. Фактически турбину вращал пар, нагретый при помощи ядерного реактора.
Несмотря на все преимущества создание атомных локомотивов вызывало серьезные опасения в связи с возможными радиационными выбросами. Поэтому при проектировании локомотива были приняты специальные меры для минимизации рисков:
- Локомотив был оборудован системой аварийного отключения реактора в случае опасности.
- Окна в кабине были изготовлены из специального свинцового стекла, которое защищало машиниста от радиации.
- Локомотив был оснащен специальной системой очистки воздуха, которая удаляла радиоактивную пыль.
Несмотря на такие меры безопасности атомоход не поступил в производство. Второй причиной отказа от проекта стала его огромная стоимость.
К нему вернулись в 1980-ые годы и даже создали макет реактора. Но в дальнейшем работы над ним были прекращены в связи с тем, что начали строиться специальные тепловозы ДМ62.
Создание атомного локомотива было одним из многих проектов в области ядерных технологий, которые в СССР бодро начали, но затем забросили. В дальнейшем были попытки реализовать их, но стоимость конструирования получалась чрезмерной.
Кстати, в газетах США появлялись статьи, где рассказывалось, что якобы такой атомоход может быть создан в ближайшие годы. Но до реального исполнения дело тоже не дошло из-за большой стоимости.
А о каких начатых, но не завершенных уникальных советских проектах знаете вы?