Найти тему
По старой памяти

До 300 суток пути, пролетая все станции без остановок: как в СССР атомный локомотив проектировали

Оглавление

В 1945 году, когда американские власти отдали приказ о бомбардировке японских городов Хиросимы и Нагасаки, советское правительство поняло, что за именно таким оружием и ядерными технологиями будущее. А в период холодной войны это понимание лишь усилилось. Многочисленные КБ и НИИ на территории СССР принялись активно создавать и защищать проекты с использованием ядерной энергетики.

Одним из таких стало предложение о создании атомного локомотива, способного развивать невозможную скорость. О том, что из этого вышло, читайте в нашей статье.

Так могли бы выглядеть эти машины, если бы затею довели до конца
Так могли бы выглядеть эти машины, если бы затею довели до конца

Зачем был нужен проект

В 1948 году в СССР было принято решение идти по пути мирного использования атома. А спустя несколько лет, в 1954 году, в Обнинске заработала первая атомная станция. В то время паровозы уже отходили в прошлое ввиду своей нерентабельности. На их содержание приходилось тратить немало денег, начиная от топлива и заканчивая техническим обслуживанием.

Решение виделось лишь одно — создание атомоходов. Опыт применения подобных установок уже был получен, когда конструкторы устанавливали их на корабли и подводные лодки. Кроме того, атомные локомотивы должны были стать конкурентоспособными в экономическом плане, так как могли без дополнительной остановки проезжать большие расстояния.

По этому поводу даже писали в газете «Гудок». Дескать, для крайнего Севера, Дальнего Востока и Центральной Азии атомоходы станут настоящим спасением. Не придется «тянуть» электролинии и тратить огромные деньги не дефицитное в то время топливо.

Любопытно! Атомоход должен был по габаритам в три раза превышать действующие параметры обычного паровоза, а скорость — в разы превышать возможную для обычных паровозов.

Еще инженеры отмечали, что такой атомоход может стать передвижной энергостанцией. Электроэнергией можно было бы отапливать бани, парники, а также использовать ее на другие нужды.

Так аналогичную машину представляли себе немцы. Просто фантазия, но все же
Так аналогичную машину представляли себе немцы. Просто фантазия, но все же

Опасения за радиационную обстановку

Нечто подобное было создано специалистами кафедры локомотива строения МВТУ имени Н.Э. Баумана еще в середине 50-ых годов. Предложили проект паротурбовоза профессор И. Суровцев и его студенты А. Степанов и В. Шайков.

Инженеры заложили в проекте уже проверенные технологии, которые были использованы на подводных лодках. В качестве теплоносителя выступал жидкий натрий, а контур был напрямую связан с ядерным котлом. Фактически турбину вращал пар, нагретый при помощи ядерного реактора.

Несмотря на все преимущества создание атомных локомотивов вызывало серьезные опасения в связи с возможными радиационными выбросами. Поэтому при проектировании локомотива были приняты специальные меры для минимизации рисков:

  1. Локомотив был оборудован системой аварийного отключения реактора в случае опасности.
  2. Окна в кабине были изготовлены из специального свинцового стекла, которое защищало машиниста от радиации.
  3. Локомотив был оснащен специальной системой очистки воздуха, которая удаляла радиоактивную пыль.

Несмотря на такие меры безопасности атомоход не поступил в производство. Второй причиной отказа от проекта стала его огромная стоимость.

Не самый реалистичный, но демонстрирующий принцип устройства рисунок
Не самый реалистичный, но демонстрирующий принцип устройства рисунок

К нему вернулись в 1980-ые годы и даже создали макет реактора. Но в дальнейшем работы над ним были прекращены в связи с тем, что начали строиться специальные тепловозы ДМ62.

Создание атомного локомотива было одним из многих проектов в области ядерных технологий, которые в СССР бодро начали, но затем забросили. В дальнейшем были попытки реализовать их, но стоимость конструирования получалась чрезмерной.

Кстати, в газетах США появлялись статьи, где рассказывалось, что якобы такой атомоход может быть создан в ближайшие годы. Но до реального исполнения дело тоже не дошло из-за большой стоимости.

А о каких начатых, но не завершенных уникальных советских проектах знаете вы?