Найти тему

Матрёшка

... Молодой человек лет тридцати пристально смотрит на меня. Лицо мне знакомо, но кто он, вспомнить не получается. Другим пассажирам автобуса я не интересен, а этому явно что-то надо. Встретив мой взгляд, смущённо отворачивается, потом вдруг задаёт вопрос.

- Скажите, Вы не работали в институте?

- Работал.

- Я Вас помню. Мне очень нравились Ваши лекции.

- Да, много лет читал программирование. Надеюсь, Вам мои лекции были полезны?

- Полезны, но я помню другой предмет. Забыл название, что-то связанное с системами управления.

- Да, была ещё одна дисциплина, "Большие иерархические системы". В значительной степени это был мой авторский курс. Простите, а Вы кто?

Он называет себя, и я вспоминаю моего бывшего студента. Он был одним из тех, кто всегда задавал вопросы. Прошло более десяти лет, он изменился, возмужал. Небольшая бородка изменила его лицо, потому я и не узнал его сначала.

- Но почему Вы запомнили именно эти лекции? Вы работаете по профессии?

- Да, я разрабатываю программы.

- Тогда почему запомнились именно системы управления?

Он улыбнулся.

- Я помню, как Вы начали первую лекцию. И как завершили последнюю.

Действительно, первую лекцию я начинал фразой, которую вполне можно было принять за шутку: "То, о чём я вам расскажу, имеет только одну цель: доказать, что Бог есть". А завершая последнюю, я задавал вопрос: "Удалось ли мне доказать вам то, о чём я говорил вначале?" И почти всегда следовал один и тот же ответ: "Удалось. Бог есть!"

Этот диалог случился довольно давно, но я всякий раз вспоминаю его, когда слышу вопли особо упёртых атеистов. Нет, я их не осуждаю. Особенно молодых. В молодости почему-то кажется, что сам чёрт тебе не брат, и ты способен горы свернуть. С возрастом, однако, апломб пропадает, через набитые шишки приходит опыт, а вместе с ним и понимание, что не всё так просто в этом мире. Вот только кто и зачем создал этот мир?

...Творец очень тщательно подбирал свою группу. У него давно уже был проект и огромное желание реализовать его. Но он понимал, что его собственных сил может не хватить - уж больно необычен был замысел, да и срок, который он отвёл себе, был крайне мал. Ничего похожего ранее ему не приходилось делать, нигде в пределах Вселенной ничего подобного не существовало. Да и сама Вселенная была недоделанной. Кто-то её взорвал, но какой-то развал получился: там Галактика, тут ещё одна, а там Чёрная Дыра - кому всё это нужно? А вот если осуществить проект, то придётся и Вселенную чуточку подправить: к Материи добавить Антиматерию, связать Время с Энергией и Пространством, упорядочить ряд Всемирных законов: надо же дать изделию простор для приложения сил! Пусть познаёт, учится использовать.

Но главное - это само изделие. Творец решил, что сделает его сам, а всё сопутствующее поручит коллегам. И название изделию он уже придумал: пусть называется Человек. И похож он будет на своего создателя. Нет, не внешне, этого как раз не нужно. Важно, чтобы в своей сущности Человек походил на него, Творца. Пусть тоже будет творец! Но когда он изложил коллегам свой замысел целиком, удивлению его коллег не было предела...

Представляю себе, уважаемый Читатель, степень твоего изумления. Как же так? Разве мир был создан коллективом авторов? Не могло быть никакого конструкторского бюро! Ведь это противоречит всем известным мифам и легендам, фактам и артефактам! Всем постулатам всех мировых религий, наконец!

И, тем не менее, продолжим.

...Прежде всего, удивление вызвал странная бинарность проекта. Всё, что предстояло создать, чётко делилось на два вида: движимое и недвижимое. Творец предупредил, что не следует видеть в этом аналогию с имуществом. Движимое будет двигаться само, а недвижимое будет меняться. И то, и другое будет жить: рождаться, расти, развиваться, а когда придёт срок - умирать. Он назвал первый вид Животными, а второй - Растениями. И добавил, что Человек своей сущностью будет полностью соответствовать первому виду. Но вопросы не прекращались.

- Зачем такое деление?

- Мы создадим два уровня живого. Животные - это высший, а Растения - низший уровень. Ведь у животных не будет постоянного источника жизни как у нас, они будут получать энергию от растений.

- Как именно?

- Просто. Путём поедания.

- Растения тоже будут поедать друг друга?

- Да нет, растения получат энергию от Вселенной, которую мы немного перестроим. А поедать растения будут животные.

- Но в этом случае животные должны иметь схожее устройство! Они что, будут одинаковыми?

- Ни в коем случае! Внешне они будут различаться, причём некоторые виды очень сильно. А вот устройство их будет похожим.

- Значит ли это, что они будут построены из одних и тех же элементов?

- Нет, элементы будут разные. Если делать всё из одних и тех же деталей, то не будет разных видов. А нам нужно различие. Видов должно быть очень много, а Человек вообще должен отличаться от других.

- Чтобы были различия по видам, нужны разные элементы.

- Зачем? Мы будем использовать модификации элементов - каждому виду свой вариант. В точном соответствии с задуманными функциями. Например, у каждого вида будет сердце, чтобы перемещать по организму главный носитель энергии. Так же и с другими элементами: названия одинаковые, функции похожие, а конструкция несколько иная.

Стало непривычно тихо. Потом подал голосок самый юный участник совещания.

- Получается, что из различных элементов мы создадим некие организмы. Если одноименные детали у разных видов имеют схожие функции, то ... Значит ли это, что у Вас есть модель системы управления для абсолютно любых созданных организмов?

- Вы молодец, коллега! В этом и состоит идея моего замысла. В будущем Человек придумает слово, которое с приличной степенью точности определит схожесть систем управления живыми организмами. Да, системы будут изоморфны. Законы управления в них будут одни и те же.

- Красиво! Но скажите, Творец, если организм будет состоять из множества деталей, то они должны как-то объединяться в блоки, способные выполнять свою работу самостоятельно. Не всегда, конечно, но во многих ситуациях - ведь не может же организм, сложная система, постоянно управляться из единого центра! И сколько таких блоков будет?

- И опять Вы попали в точку, мой юный друг! Блоки будут, но совсем не много: всего пять. Я называю их системами разного уровня.

- Почему именно пять?

- А вот это я вам сейчас объясню.

И Творец подробно изложил структуру придуманной им жизнеспособной системы. Его речь была долгой и обстоятельной ...

Коротко и упрощённо его мысль была такой. Первая система, самая низшая, обеспечивает периферийное управление - грубо говоря, управление конечностями. Таких систем будет столько, сколько конечностей. Вторая система - связующая, обеспечивает взаимодействие между каждой первой системой и третьей системой, координирующей все первые. Третья система - это спинной мозг. Вместе эти три системы обеспечивают внутреннее автономное управление организмом с помощью врождённых рефлексов. Но организм живёт не в пустоте, а в некоторой среде, потому для полноценной жизни нужна ещё и четвёртая система, которая вмешивается, когда надо внести поправки в поведение: глаза видят, нос чует, уши слышат. Ну, а вопросы перспективы и планирования будущих действий отнесены к ведению пятой, вышей системы. Эта система - головной мозг. Все пять систем образуют единый организм.

... И опять раздался ехидный голосок юного гения.

- А будут ли какие-либо виды, похожие на Человека?

- Конечно, будут похожие и будут отличающиеся. Одни будут жить на суше, другие в жидкой среде, а какие-то и там, и там.

- Человек будет высшим из всех созданных нами существ?

- Да, таков мой замысел. Он, как и мы, будет уметь мыслить, познавать, делать выводы и принимать решения. Я очень хочу видеть в нём творца!

- Не получится ли так, что однажды он захочет понять, как он появился?

Творец задумался, и вроде бы даже растерялся.

- А что тут страшного? Пусть изобретает теории своего появления. Но мы ему вложим в сознание, что он наше творение и должен помнить, что ему оказана высокая честь.

- Теории могут быть разные. Например, увидев своё сходство с похожим на себя животным, он решит, что возник в результате эволюции. Скажем, произошёл от какой-нибудь обезьяны. Ведь структурно он и обезьяна похожи, а принципы управления одинаковы.

- Это, конечно, так ... Что ж, нам придётся перетерпеть подобные казусы. Получив по лбу упавшим с дерева яблоком, Человек изобретёт один закон, а потом, со временем, познавая мир, сформулирует закон всемирного тяготения и поймёт, что первый закон - это частный случай. Так и с обезьяной. Поймёт, что эволюция - это часть процесса, а поскольку весь процесс ему неведом, то валить всё на эволюцию глупо. И он вернётся в лоно нашей, скажем так, идеологии.

- То есть мы сознательно проектируем его нашим рабом? Пусть познаёт, но всё равно будет рабом? И называть себя он будет Раб Божий.

- Возможно, что так.

- Но ведь рабы упрямы и своенравны. В какой-то момент могут выйти из повиновения. И что тогда?

- Да ничего. Ну, например, захотят присвоить себе чужое, восстанут друг на друга, в итоге навредят себе, одумаются и примирятся, в конце концов.

- Ладно, пусть так. А если Человек восстанет против собственного строения?

- Это как?

- Посчитает, например, что мы его не совсем правильно сделали. Или не из тех элементов собрали. Заявит, что на самом деле он, скажем, собачка или кошечка. Но это ещё ерунда! Мы делаем его двуполым, а он захочет чего-то иного, даже термин для этого какой-нибудь придумает. И тогда что?

- Ну, коллеги и вопросы у вас ... То есть, создавая его, мы дадим ему искусственный интеллект, а он, используя и развивая его, начнёт покушаться на наш замысел ... Да, печально может быть. А действительно, что же делать тогда?

- Не отчаивайтесь, Творец! Вот в этом случае у нас будет право вмешаться ...

Ух, даже страшно стало! Что имел в виду юный гений, когда заявил о вмешательстве? Неужели атомную бомбардировку Содома и Гоморры? Каким может быть наказание за отступление от заданной Творцом нормы? Не о том ли свидетельствуют многочисленные слухи о множестве цивилизаций, живших до нас, но погибших, явно кем-то уничтоженных? Это что, то самое вмешательство? Человек, созданный по образу и подобию, никак не хочет быть просто творцом, его всегда куда-то несёт. Почему? Уж не потому ли, что он, в сущности, просто животное?

... А молодой гений, лучше других уловивший красоту замысла Учителя, уже не мог остановиться.

- Не стоит думать о плохом! Вы сказали, что все живые существа изоморфны, живут в одной среде, и выпрыгнуть за пределы среды не могут по определению. А среда их обитания сама есть всего лишь система первого уровня. Что существует вторая система, Человек сможет догадаться, но никогда не будет способен понять, что это такое, не говоря уж о более высоких системах. Он неизбежно будет бояться того, чего не понимает. И в этом - основа нашего спокойствия за результат нашего труда. Никуда Человек не денется: Бог для него будет всегда!

- Остановитесь, мой юный друг. Неужели вы хотите, чтобы он действительно стал нашим рабом? Стоит ли нам трудиться ради этого?

- Стоит! Тем более, что Ваш проект, уважаемый Творец, великолепен. Но всё же позвольте ещё один вопрос? Пусть Вам не покажется мой вопрос крамольным.

- Валяйте! От Вас я готов стерпеть любую крамолу.

- Скажите, Творец, а каков ваш конечный замысел? Зачем всё это нужно: Человек, среда, видоизменённая Вселенная? Почему Вы считаете, что это хорошо?

Стало тихо. Очень тихо. Коллеги во все глаза смотрели на своего руководителя. Он долго молчал. Наконец, глубоко вздохнув, произнёс:

- Человек будет считать меня и вас наивысшей системой. Но ни вы, ни я не знаем, так ли это на самом деле. Никто из нас не сможет с уверенностью сказать, что мы все, коллектив творцов, не являемся такой же подчиненной системой, системой внутри другой системы, более высокого уровня. Кто знает, как в реальности всё устроено. Может быть, Мир - это набор систем, организованных по принципу русской матрёшки, одна внутри другой. Для каждой системы-куколки внешняя куколка - это Бог. Ведь выглядит и управляется каждая система-куколка одинаково. Рекурсивно, как потом скажет созданный нами Человек ... Пусть Человек, наше творение, сам попробует понять, зачем всё это надо. Очень хочу, чтобы он понял. И нам помог понять ...