1918. Май, 31
В Томске в результате наступления белочехов была свергнута советская власть.
Члены Томского Совета рабочих и солдатских депутатов, узнав о приближении к Томску эшелона с частями чехословацкого корпуса, спешно погрузились на пароходы «Ермак» и «Федеративная республика» и отплыли вниз по Томи в направлении Тюмени. Эвакуация фактически вылилась в бегство. Было брошено большое количество оружия, многие коммунисты, советские, профсоюзные, военные работники не были даже оповещены об отплытии пароходов. Забытыми оказались председатели Томского городского и уездного Советов В.Ф. Тиунов и Ф.Д. Кузнецов.
Газета «Сибирская жизнь» от 2 июня 1918 года вышла с материалами об экстренном заседании Городской думы, прошедшем 31 мая. Две полосы газеты целиком были посвящены событиям, связанным со сменой власти.
Маленький фельетон из газеты, с подписью Дядя Влас:
Здравствуйте!
Из-под спуда дядя Влас
Вылезает понемногу,
Со свободами — ей-Богу! —
Поздравляю всех и вас!
Был, да вышел весь совдеп
Иль, вернее, — задал тягу, —
Большевистскую отвагу
Знаем мы, как мир и хлеб!
Дело делай весь народ!
Меньшевик, эс-эр ли правый,
Все пока бывайте здравы
Под защитою свобод!
[Сибирский хронограф. – Новосибирск. – 1997. – 31 мая; Сибирская жизнь. - Томск. – 1918. – 1 июня; Освобождение Сибири от Колчака. – Новосибирск, 1939. – 31 с.]
1921. Май, 31
Арестованы члены Двухреченского сельсовета Томского района в качестве заложников для выполнения разверстки по сену.
[ГАТО.Ф.Р.-202.Оп.1.Д.175.Л.161.; 1917-1921. Народ и власть. С.–215.]
1935. Май, 31
СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности».
Этим документом были инициированы три крупные репрессивные акции Советской власти — типизация, разгрузка и патронирование детских домов. Смысл типизации сводился к тому, чтобы распределить воспитанников по специализированным детским домам (по полу, возрасту, состоянию психики и общего здоровья). Значительное число нормальных детдомов осталось в ведении наркомата просвещения, детские приюты для больных детей передавались в ведение народного комиссариата здравоохранения (кроме приютов для калек и слабоумных — их передали наркомату соцобеспечения). Дети с девиантным поведением передавались в закрытые детские колонии и детприемники НКВД («разгрузка»).
Селекция детей по возрасту, состоянию здоровья и темпераменту разнесла в клочья остатки репрессированных крестьянских семей. В массовом переселении воспитанников по специализированным приютам они теряли своих братьев и сестер. Принудительное патронирование сводилось к следующему: массу безродных детских душ разверстывали на административно-территориальные единицы — районы, округа, сельсоветы. После разверстки любыми средствами добивались выполнения установленных заданий.
[Базаров А. Ук. соч. Кн.1. С.384–386.]
1938. Май, 31
Расстрелян Михаил Филатович Расщупкин (1885–1938), комендант фабрики карандашной дощечки в Томске.
Родился в 1885 в древне Гостыне Толочинской волости Белоруссии, по национальности латыш. Имел начальное образование.
Арестован 16 февраля 1938. В апреле 1938 приговорен к ВМН по обвинению в причастности к контрреволюционной националистической латышской организации.
Расстрелян 31 мая 1935. Реабилитирован в ноябре 1959.
[Источники: Архив музея; Книга памяти Томской области]
1952. Май, 31
В селе Александровское Александровского района арестован Александр Дмитриевич Ерохин, 1912 г.р., из ссыльных кулаков, работавший старшим электриком Александровского рыбозавода.
Обвинен «в высказывании террористических намерений и антисоветской агитации». Осужден на 25 лет ИТЛ и затем к 5 годам поражения в гражданских правах.
Реабилитирован в августе 1957 года.
[ЦДНИ ТО. Ф.607.Оп.1.Д.1698.Л.129–131.]
Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.