Найти в Дзене
Политреал

Гази-Кумухское шамхальство и его исламизация

Оглавление

Дагестан - многонациональная республика, коренных наций, проживающих здесь, больше тридцати. Когда все эти народы были раздроблены, жили по своим законам и управлялись каждый своим правителем. Но среди них был народ, который смог объединить всех остальных в единую страну. Это были лакцы. В VIII у них появилось своё государство, которое получило название Кази-Кумухское шамхальство. По дной из версий, "гази" означает "непобедимое". Центром этого государства стал аул Кумух, который и по сей день остаётся центром территориальных образований лакцев - Лакии.

Правил в этом государстве шамхал. О том, как ислам оказался на территории поселений лакцев идёт множество споров, вот несколько версий этого.

В Лакии правили потомки Пророка Мухаммада ﷺ?

Мерван ибн Мухаммад, в то время наместник на Кавказе, а затем ставший последним халифом из династии Омейядов, с боями захватил земли нынешнего Дагестана. В Дербенте он основал мечеть, спустя 2 года, примерно в 735 году, первая мечеть появилась и в Кумухе. Это стало началом исламизации Северного Кавказа.

Священнослужители этой мечети проповедовали заповеди ислама, и в скором времени в Кумухе появилась своя мусульманская община, которая всё росла и росла по количеству людей, исповедовавших ислам.

Затем в Кумух переселились потомки Пророка Мухаммада ﷺ по линии его дяди Аббаса, ими была установлена новая династия шамхалов. Благодаря правильным решениям, Кумух стал центром всего Дагестана. Где-то силой, а где-то нет, но лакцы принесли ислам ко всем дагестанским народам

Это одна из версий появления ислама в лакских аулах.

История о Гази-Каландаре.

Хотя лакцы одними из первых приняли ислам, окончательно он утвердился здесь только спустя 300 лет после того как Дагестан был присоединён к Арабскому халифату, то есть в XI веке. Этот факт приводится как одно из доказательств тому, что ислам на территории Дагестана распространялся в основном мирными путями.

Вторая версия гласит, что в том же XI веке в аул Кумух прибыл Гази-Каландар ибн Хайдар. Слово "гази" (гъазий) означает "воитель за веру" (это вторая версия о значении слова "гази", первая написана выше). Остановившись в Лакии, в Кумухе, Гази-Каландар начал призывать к единобожию жителей аула. Благодаря ему ислам в дальнейшем начал распространяться по всему Дагестану.

Из местных жителей Гази-Каландар смог организовать войско, которое вместе с ним совершала походы к дагестанским народам, которые ещё не приняли ислам. С этого времени жителей Кумуха стали называть газиями, а сам Кумух - Гази-Кумухом.

Позднее гази-кумухские шамхалы (правители) сражались с «неверными» не только в Дагестане, но и за его пределами, по всему Северном Кавказу.

Официальная версия

Территория Дагестана являлась стратегически важной для многих страна, и особенно для арабов, которые, желая захватить Дагестан, надеялись, что смогут таким образом оградить себя от хазар. Получалось у них это с переменным успехом. Арабам удавалось несколько раз захватить Дербент, но хазары вскоре опять откидывали их обратно на юг.

В 732 году Дербент был взят халифом Масламой ибн Абдул-Маликом. Он построил несколько мечетей и заселил районы города выходцами из Халифата, посеяв таким образом первые зерна исламизации Северного Кавказа.

Позднее, как писалось выше, дело Масламы продолжил Мерван ибн Мухаммад, захватывая всё больше народов Дагестана, он облагал их всех ежегодными налогами, уплачивать его местные должны были зерном и рабами - молодыми девушками и юношами, которых отправляли в Дербент, а оттуда уже в Халифат.

Огромный вклад в укрепление позиций ислама в Дагестане сыграли турки-сельджуки и монголы. При власти первых дагестанцы, принявшие ислам, освобождались от уплаты налогов, что, естественно, также повлияло на решения местных людей о выборе религии.

Окончательно на дагестанской почве ислам закрепился при монголах. Некоторые тюркоязычные племена, исповедующие ислам, проникли на территрию Дагестана, распространяя там свою религию.

Официальная считается, что табасараны, лезгины и рутульцы приняли ислам в X веке, лакцы и агулы в XI-XIII , даргинцы и ногайцы к концу XIV века, а к концу XV— аварцы и кумыки.