Найти тему

Дневник женщины и актрисы "Я,Роми Шнайдер"

Очень мне нравится старое зарубежное кино и одна из моих любимых актрис – Роми Шнайдер, немецко-французская актриса. Поэтому не смогла, не обратить внимание на книгу «Я, Роми Шнайдер». Дневник актрисы, в котором она, начиная с подросткового возраста и до последних дней, рассказывает о своей жизни.

Роземари Альбах, настоящее имя Роми Шнайдер, родилась 23 сентября 1938 года в Вене, а умерла 29 мая 1982 года в Париже. Прожила актриса всего 43 года, снявшись в 60 кинофильмах. Итальянский режиссер Лукино Висконти назвал ее «одной из гениальнейших актрис Европы» и «одной из последних настоящих мировых звёзд».

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Родителями будущей кинозвезды были Магда Шнайдер и Вольф Альбах-Ретти - известные актеры кино. Но так как они были постоянно заняты на съемках, девочка провела раннее детство со своими бабушкой и дедушкой, Марией и Францем Ксавером Шнайдерами, в усадьбе в Берхтесгадене, а позже ее отдали в католический интернат.

Маленькая Роми, не решалась признаться матери, что мечтает быть актрисой. Но будучи дочерью кинозвезды, в 14 лет снимается в своем первом фильме, хотя одно время очень увлеклась рисованием и даже подумывала стать художницей.

Рисую я просто со страстью. Если я не стану артисткой, то тогда — художницей.

Читая ее искренние воспоминания, открывается образ очень интересного и светлого человека. Поначалу это хоть и озорная, веселая, но послушная мамина дочка. Роми признается, что если бы ее не утвердили на первую роль, то она никогда бы не призналась матери, что это была ее мечта.

Музыка, театр, кино, путешествия, искусство — вот моя жизнь! От этих пяти слов моя театральная кровь просто закипает.

Но роль состоялась и девушка прославилась. Магда Шнайдер становится ее агентом и один фильм начинает сменять другой.

Может, было бы лучше идти в художественные промыслы и расписывать тарелки — делать то, о чём я заранее знаю: мне это в удовольствие. И куда проще. Кино — это непросто!
Я знаю, что могу просто раствориться в этом актёрстве. Это как отрава: ты её глотаешь, и вот ты к ней уже привыкла, как будто она тебя околдовала, но ты и проклинаешь её.

Роми описывает свой восторг от вхождения в кино, от поездок в Италию, о встречах со знаменитыми кинозвездами в Нью-Йорке, восхищение прославленными актерами и желание работать над собой.

Роми Шнайдер с матерью, фото из открытых источников
Роми Шнайдер с матерью, фото из открытых источников

И все шло прекрасно, пока не случилась роль, которая прославила юную австрийскую девушку на весь мир.Это роль принцессы, а потом королевы Зисси, императрицы Елизаветы Австрийской. Пухленькая, розовощекая, в пышном платье Зисси стала символом Австрии не на одно десятилетие. Всю последующую жизнь Роми Шнайдер будет пытаться доказать, что она может играть и другие роли.

фото из открытых источников
фото из открытых источников
Режиссёры, критики, коллеги в Германии, Франции и вообще везде и всюду воспринимали меня только как Зисси. Только так! Другие роли мне почти и не предлагались.
И только я одна знала: я — не Зисси. Да, я её играла, но в жизни вовсе не была похожа на эту «девушку-грёзу».
Я не желала сливаться с этой ролью. Потому что чувствовала себя проштампованной. А ведь нет ничего опаснее для актрисы, чем нести на лбу вечное клеймо. Моё клеймо называлось — Зисси.

Постепенно в ней зрел бунт против амплуа, которое ей навязывали не только режиссеры, но которое поддерживала семья. Когда в очередном фильме «Кристина», Роми знакомится ,с тогда еще неизвестным актером, Аленом Делоном, то постепенно от взаимного неприятия парочка приходит к тому, что Роми сбегает из дома в Париж, оставив матери прощальное письмо.

В Париже, я рассмотрела настоящего Алена. Просто сумасшедший! Дикий парень в джинсовке, патлатый, неотёсанный. Вечно опаздывал на студию, носился по Парижу на машине, мчался на красный свет, бормотал что-то скороговоркой — о нём рассказывали всякую жуть.
фото из открытых источников
фото из открытых источников

Пройдет не один год, пока мать и дочь помирятся и придут к соглашению .

Париж дал мне то, чего я прежде никогда не имела. В Париже я научилась свободно мыслить. Я больше не боюсь свободно высказывать, что думаю.
И не боюсь ,потом поступать как я хочу.

Живя во Франции, Роми знакомиться с классиком итальянского кино Лукино Висконти. И через некоторое время, довольно мучительное и трудное время, Висконти делает из Роми совсем другого человека. Он предлагает юной немецкой актрисе роль в театре на французском языке. Это положило начало новому этапу в творчестве Роми Шнайдер.

Не знаю, понимала ли я сама, что происходило со мной и во мне в это время. Но вдруг я обнаружила себя на новой ступени лестницы, на той ступени, куда в Германии меня никто бы не пустил. По множеству причин — может, из боязни рискнуть или потому, что никто вообще обо мне не думал?

Дальше Роми Шнайдер ждет не только успех и слава, но и тяжелые личные переживания. Она расстается с Аленом Делоном, своей очень большой любовью. И откровенно делится со своими чувствами.

Я сохранила для себя только самое лучшее и прекрасное из этих почти шести лет и знаю, что в этом смысле я — человек, способный наслаждаться жизнью. Это у нас фамильная черта.

Тяжело пережив разрыв с Делоном, Роми строит свою карьеру и жизнь, но однажды, будучи женой другого человека и матерью, в 1977 году она в дневнике напишет:

Самым важным человеком в моей жизни был и остаётся Ален Делон. Когда я в нём нуждаюсь, он сразу же протягивает мне свою руку. И сегодня это так: Ален — единственный мужчина, на которого я могу рассчитывать. Он помог бы мне в любую минуту. Ален никогда не бросал меня на произвол судьбы, и сейчас это по-прежнему так.

С конца 60- годов ХХ века Роми Шнайдер постепенно стала одной из самых знаменитых актрис в мире. Ее фильмы будут отмечены самыми разными международными наградами, но она была несчастна в личной жизни, последующие две попытки выйти замуж не сделали ее счастливой.

Париж, февраль 1969 года
Чего я никогда не имела, так это дома, который был бы убежищем.

Она очень любила Германию, но в Германии ее постоянно критиковали и не предлагали интересных ролей, она всегда была «плохой девочкой», предавшей образ Зисси. И лучшие годы, как считала Роми Шнайдер, были проведены ею во Франции.

Французы научили меня жить, любить, одеваться и спать.

Когда Роми Шнайдер пишет о своих ролях, то начинаешь по-другому воспринимать фильмы, с ее участием.

Ну ладно, я думаю: всё должно идти от сердца, от головы... Не обязательно от красивого грима или носа. Но мы должны думать и о тех, кто видит нас в кино или по телевизору. Хотят ли они видеть что-то подобное? Или они скажут: ну вот, она уже в возрасте...
Я живу перед камерой. Наконец-то у меня есть возможность играть роли, которые мне нравятся. Я воплощаю совершенно различные женские типы и играю одну красивую любовную историю за другой. Я хотела бы играть только истории любви. Когда я думаю о будущем годе, у меня кружится голова. Следующие двенадцать месяцев у меня не будет и недели отпуска.
В своей профессии я всегда боюсь вытащить из себя не всё, что могу. Каждый фильм, где я участвую, для меня как испытание, которое я непременно должна преодолеть. Всегда я должна превосходить саму себя.

Если проследить даже не по фильмам, а только по фотографиям, то можно увидеть, как постепенно меняется не только внешность, что естественно для любого человека, но какой трагический становится у нее взгляд.

Еще юной, она написала совсем по – другому поводу:

Остаются только воспоминания. Воспоминания — вообще часто самое прекрасное, что есть в жизни. Так я думаю.

После прочтения Дневника, мне стала нравиться Роми Шнайдер не только как актриса, но и как человек. В этих воспоминаниях нет злобы, зависти, каких-то «жареных» фактов о себе и других людях. Все очень деликатно, тактично, актриса с большим уважением пишет о тех, с кем работала, с восхищением о режиссерах, у которых снималась, Р.Шнайдер всегда пытается понять других, даже тех, кто ее обижал. Может только к тем журналистам у была Роми неприязнь, которые часто мешали ей спокойно жить своей клеветой и наглостью.

Составителем дневника Роми Шнайдер стала Рената Зейдель , редактор мемуаров и биографий актеров и художников., на русский язык книга переведена Ларисой Крыловой.

Думаю, книга будет интересна всем любителям зарубежного кино 60-80 –х годов XX века.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

А вам нравятся фильмы с Роми Шнайдер? Есть любимые?

Книгу читать можно здесь