Найти в Дзене
Lavanda: людям о людях

"Деревья на асфальте": грустный фильм с глубоким смыслом, который заставит вас бережнее относиться к пожилым родственникам

Оглавление

За окном второй день ливень, настроение тоскливое и хочется чего-то милого, трогательного, задевающего за самую душу. А что может быть лучшим лекарством для души, чем старые добрые советские фильмы?

Именно так я рассуждала сегодня с утра. Включила телевизор, добралась при помощи пульта до канала "Ретро" и выпала из реальности почти на полтора часа. По этому каналу транслировали фильм "Деревья на асфальте", который я никогда до этого не видела. И знаете, этот фильм перевернул всё внутри меня. Он подарил мне какое-то умопомрачительное количество эмоций, заставил задуматься, погрустить и даже немного поплакать.

Вы спросите: "Да что же это за фильм, о чём он и что в нём такого трогательного?". Рассказываю.

Завязка

С главной героиней мы знакомимся с первых минут фильма:

Анна Тимофеевна, которую сыграла блестящая актриса Галина Макарова, сидит возле берёзы и рассказывает своему покойному супругу о том, что происходит в её жизни. Супруга нет уже много лет, погиб во время Великой Отечественной Войны.

Анна Тимофеевна рассказывает ему о том, что "сын позвал её переехать в город, ведь чем больше людей, тем больше комнат дадут". Фильм затягивает с первых же минут, когда она смотрит на фото, на котором они с мужем молоды и счастливы, и говорит:

"Рано ты улетел от меня, голубочек мой. Не нажилась я с тобой, не натешилась..."

Этот момент уже проникает в самое сердце. Сколько их было, семей, разлучённых этой проклятой войной! Сколько пар не успели насладиться друг другом, сколько горя испытала каждая семья... Ну да ладно, вернёмся к сюжету.

Далее за Анной Тимофеевной приезжает сын и забирает её в город. Кроме неё, в квартире живёт её сын Стёпа и его жена, а ещё буквально со дня на день должен вернуться из армии внук, Гена.

Первое время она чувствует себя в квартире неуютно: не понимает, как пользоваться газовой плитой, как работает лифт и почему за мясом стоят такие очереди, ведь в деревне мясо есть в каждом доме.

Потихоньку она осваивается, жизнь стала налаживаться. Да ещё из армии вернулся внучок, да не один - с молодой женой. Молодёжь первое время проводит в ночных клубах, но потом понимают, что родители не будут их содержать всегда и устраиваются на работу. Красавица Светлана, жена Гены, стюардессой, сам же Гена идёт на завод.

Казалось бы, Анна Тимофеевна может спокойно себе наслаждаться жизнью и отдыхать, но ей, деревенской жительнице, не по душе сидеть на диване и смотреть фильмы. Она привыкла трудиться, приносить пользу людям.

И вот она всё время готовит, убирается, покупает продукты, словом, вертится, словно юла. Но всё это до поры. до времени.

Однажды она возвращается домой, а лифт сломан. И ей, пожилой женщине, приходится идти пешком на 6 этаж, таща при этом тяжеленные сумки. Неудивительно, что сердце отказывает -у неё микроинсульт.

Она попадает в больницу, где ей прописывают строгий покой. На семейном совете невестка Анны Тимофеевны предлагает отправить бабушку в загородный пансионат, расположенный на берегу озера. Якобы, членам семьи некогда за бабушкой ухаживать, а в пансионате о ней будут заботиться.

Переезд

Когда невестка сообщает Анне Тимофеевне о том, что она должна переехать в пансионат, она лишь опускает глаза вниз и говорит:

"Делайте, как вам лучше".

Смотреть этот момент без слёз невозможно. Лично мне вообще непонятно, как можно родного человека, тем более свою маму, сдать в дом престарелых? Она о вас заботилась, кормила. поила, на последние деньги вкусняшки покупала, а тут - бац, состарилась и вдруг стала обузой, от которой надо избавиться?

Бог судья тем людям, которые так поступают и поступали, но лично мне это кажется предательством. Я бы так никогда не смогла, но речь о фильме.

А дальше мы видим, как Анна Тимофеевна осваивается в пансионате. Вначале она чурается людей, предпочитает сидеть одна, в сторонке. И только нянечка составляет ей компанию, рассказывая про других жителей пансионата:

Вот эта была журналисткой, показывала фото в молодости. Ой и красавица. А он - начальник треста. Вышли на пенсию, здесь и поженились. И живут так, как дай всем молодым так ладить. А этот вот директором завода был, два сына у него. Приезжают проведать на "Волгах". Вот этот - одинокий. Дочка есть, но где-то очень далеко, редко навещает. Каждое лето обещает приехать в отпуск, да всё никак не получается: то с работы не отпускает, то по путёвке в санаторий ехать надо.
-2

Словом, в пансионате собрались самые интересные люди, каждый со своей сложной, необычной судьбой. И этим рассказом про них нянечка словно пытается приободрить Анну Тимофеевну, показать ей, что на приезде сюда жизнь не заканчивается.

На следующий день после этого диалога Анна Тимофеевна идёт в поле и находит там море несобранной картошки, которая пропадёт, если её не собрать. Она зовёт на помощь соседей по пансионату, и те с радостью соглашаются.

Знаете, покинув пансионат и выйдя в поле, они словно помолодели лет на 20. Они дурачились, как дети, смеялись, и вели себя так, словно им от силы 20, и вся жизнь ещё впереди:

-3

Счастливые, они вернулись в пансионат и Анну Тимофеевну вызвали "на ковёр". Директор объяснила ей, что здесь всё по расписанию и нельзя "вылазить за рамки".

Неожиданная дружба

Словно провинившаяся школьница, Анна Тимофеевна садится на лавочку и к ней подходит единственный в этом пансионате свободный мужчина, Никита Семёнович. Они начинают общаться и выясняется, что в годы войны они были в одном посёлке и слышали друг про друга, могли встретиться ещё тогда

-4

Судьба вообще странная штука. Она ведёт нас какими-то извилистыми тропами, иногда на пути к счастью нам приходится стоптать не одну пару черевичек, испытать "огонь, воду и медные трубы", и только потом мы узнаём, что всё это время счастье было на расстоянии вытянутой руки.

В общем, у Никиты и Анны завязывается крепкая дружба. У него, кстати, тоже личная трагедия: дочь живёт на Севере, а Никита Семёнович не может находиться в том климате из-за шалящего "мотора". Видит дочь и внуков он очень редко, и всё время ждёт от них вестей.

Никита Семёнович настолько привязывается к Анне Тимофеевне, что даже идёт в гости к её семье и проводит воспитательную беседу с её внуком.

Ну как там бабуля?
Бабуля-то ничего, хорошо устроилась. Но скучает.
Ну ничего, привыкнет. Главное, что её там хорошо...
А здесь ей плохо было?

В разговоре с Геной он даёт понять, что Анна Тимофеевна очень скучает по родным, что ей плохо в пансионате, просит Гену навестить её. Здесь он вообще выступил в роли человека, который заботится об Анне больше, чем её родня.

Вернувшись в пансионат, он получает телеграмму, что его родные прилетят на следующий день и навестят его. Несмотря на то, что это радостная новость, у него прихватывает сердце. Анна хочет пойти с ним встречать его близких, уходит собираться и ждёт его на лавочке, напротив автобусной остановки. Она ещё не знает, что ждать больше некого - Никита Семёнович умер...

Так и не повидав тех, кого ждал больше всего на свете.

Зато из этого автобуса выходит её внучок, и она бежит ему навстречу:

-5

А после они сидят на лавочке и разговаривают, он рассказывает ей обо всём, что творится дома без неё. И вдруг вспоминает, что встретил своего деревенского друга, с которым общался, когда приезжал на лето бабушке. Этот друг передал Анне Тимофеевне целый пакет яблок, собранных в её родной деревне. Она подносит яблоко ко рту, вдыхает этот тёплый аромат плода, пропитанного солнечными лучами и словно уносится вдаль, туда, где была так счастлива. Домой...

-6

Вы уже догадываетесь, что было дальше?

Правильно: её сыну, вернувшемуся наутро из командировки, позвонили из пансионата и сказали, что его мама накануне пропала и где она - неизвестно. Сын начинает искать её, кричит на жену, клянёт себя на чём свет стоит, а внук моментально догадывается, где она может быть.

И снова мы видим старый дом, Анну Тимофеевну, развешивающую выстиранные половички на заборе и внука, который тоже вернулся в деревню.

-7

И дальше всё, конец...

Подводя итоги

Фильм недолгий, но он стоит тысяч других, более продолжительных фильмов. Он просто пропитан теплом, светом, глубоким смыслом. Тоской по дому, поисками самой себя, принесением себя в жертву родным, безусловной любовью.

Отдельно хочу сказать про глаза Галины Макаровой, исполнившей роль Анны Тимофеевны. Я очень редко встречала такой взгляд: мудрый, очень тёплый, какой-то безумно родной и понимающий, прощающий всё. Обогревающий тебя изнутри:

-8

Такой взгляд был у моей бабушки, которую я вспоминала весь фильм. Родной, понимающий, очень тёплый, наполненный нежностью и всепрощением.

А ещё я плакала на некоторых моментах. Мне так жаль, что люди стареют и умирают, что старики становятся выброшенными за борт жизни, ненужными, непонятыми. Но ведь мы тоже когда-то состаримся, неужели и мы можем стать обузой для наших детей? Как вообще можно считать обременительной ношей того, кто тебя воспитал, вырастил, дал тебе всю свою любовь и нежность?

Словом, этот фильм заставит многих задуматься и изменить своё отношение к пожилым родным. Попросить у них прощения и сделать всё, чтобы их старость была наполнена только любовью, счастьем и теплом.

Берегите себя и не сдавайте родных в дома престарелых.

С любовью, ваша Лаванда.