Чехословаки вообще сыграли удивительную роль в российской Гражданской войне. С одной стороны, без них вряд ли бы вообще появилось и окрепло «белое движение» на востоке страны.
Я беру словосочетание в кавычки, потому что первоначально никакого «белого движения» и не было. Были а) правительства эсеров и областников, б) различные казачьи части и правительства, в) национальные правительства и г) офицерские отряды и организации.
Последние потом скооперировались с частью Сибирского правительства и выдвинули А. В. Колчака (произошло это уже ближе к концу 1918 года, в ноябре). То есть произошел раскол в рядах противников большевиков: консерваторы против «альтернативных революционеров». Тогда и «родилось» белое движение, но погибла идея союза различных политических сил против красных. Но без чехов упомянутые отряды и правительства вряд ли бы сумели вообще появиться, да ещё на столь длительное время.
А что же чехословаки? А они, между прочим, «налаживали мосты» именно с эсерами, им была близка идея демократической национальной республики. А в Колчаке чехи видели «русского империалиста». Так что колчаковский переворот был чехами принят очень плохо.
А тут ещё и Первая мировая война закончилась: чехи поспешили домой, в новоприобретенную страну. Но их всеми силами удерживали русские белые и иностранные представители (последние, между прочим, спорили на тему того, кто чехов повезет, на каких кораблях и кто оплатит издержки, капитализм-с).
Чехословаки с конца 1918 года уже не держали фронт, они «охраняли железную дорогу» (а заодно грабили, грабили и ещё раз грабили — об их легендарных грабежах даже большая часть очевидцев с белой стороны пишет).
К концу 1919 года белогвардейцы чехами воспринимались как «досадная помеха» на пути домой. Белым чехи не подчинялись, сперва они «принадлежали» французскому командованию. Позднее — собственно Чехословакии, хотя формальное руководство французского генерала Жанена сохранялось.
В общем, можно сказать, что против большевиков чехи стали воевать почти случайно и в своих интересах (страх оказаться в руках австро-венгров, к чему потом добавился корыстный мотив), по ряду обстоятельств став временными союзниками прочих противников советской власти. Как только надобность в таком союзе отпала, произошло следующее:
«27 декабря 1919 года штабной поезд и поезд с золотом прибыли на станцию Нижнеудинск, где представители Антанты вынудили адмирала А. В. Колчака подписать приказ об отречении от прав Верховного правителя России и передать эшелон с золотым запасом под контроль Чехословацкого войска. Сам Колчак и вагоны с золотом превратились в разменную монету в переговорах чехословаков о праве беспрепятственного выезда...» (с) Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914–1920. Документы и материалы. Том 2.
Увы, но чехословаки в итоге сумели спокойно уехать с награбленным российским добром. А вот большая часть золота и А. В. Колчак достались красным (впрочем, там сперва был Политцентр эсеровского толка, передавший затем власть большевистскому ревкому, в Сибири всё было очень сложно и далеко от банальной формулы «белые-красные»).
Так что, с одной стороны, — чехословаки «соорудили антибольшевистский фронт» и вообще вывели Гражданскую войну в России на новый уровень своими действиями (в том числе и карательной политикой — чехи в этом плане вообще не церемонились). С другой — чехи выдали Колчака и большую часть остававшегося золотого запаса красным, да ещё и и угнали у белых локомотивы, вынудив их войска отступать пешком по тайге.
Оттуда — крайне негативное отношение к чехословакам как в советской литературе, так и в эмиграции. Ведь именно русские эмигранты с 1920-х годов обвиняли чехов в том, что те все-таки сумели вывезти из России часть золотого запаса. На самом деле, часть золотого запаса действительно «исчезла за рубежом», но гораздо активней к этому приложили руку американцы, японцы, французы и англичане (это отдельный разговор, который скоро на канале будет).
Но чехи и без золота скопили огромное количество ценностей. Не только при помощи грабежей, но и спекуляций, вывоза из России сырья (на это корабли нашлись и даже было создано особое кооперативное общество, а вслед за ним — «Банк чехословацких легионов»), продажи оружия и т.д.
Любопытно, как на Дальнем востоке сталкивались «успешные бизнес-проекты» чехословаков и атамана Г. М. Семенова, за которым стояли японцы (подобные противоречия порой приводили к стычкам между «семеновцами» и чехами).
К слову, о судьбе части русского золота: часть его осела в японских банках благодаря деятельности забайкальского атамана. Фактически власти Омска за Байкалом не было вообще: чехи и «семеновцы» порой занимались «отъемом колчаковского имущества».
Потому, конечно, называть чехов «белочехами» можно только с определенной долей условности (понятное дело, что в советский период в «сортах противников большевиков» не сильно разбирались, хотя даже тогда неизменно указывалось на противоречия в «антисоветском лагере»). Чехословацкий корпус белым не подчинялся, хотя и стал «отцом полномасштабного антибольшевистского движения» на востоке страны, такой вот парадокс.
В моем представлении «белочехи» — это эдакие «ландскнехты», удачно выбравшиеся из совершенно чуждой для них «передряги». При этом, в отечественной истории их роль исключительно мрачная, так как привела к эскалации Гражданской войны...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!
Читайте также другие мои каналы на Дзене: