Единственное, что сегодня в Царицыне напоминает о некогда лежавшем на его месте сельце Черная Грязь – это храм во имя иконы Божьей Матери Живоносный Источник.
Интересно то, что некоторые экскурсоводы рассказывают, будто храм этот, стоящий над родниками и целебными ваннами Черной Грязи, выстроил в 1689 году князь Алексей Васильевич Голицын – старший сын фаворита царевны Софьи – Василия Васильевича Голицына. Кто-то даже ухитряется утверждать, что именно с момента его возведения местечко Черная Грязь получило статус села и стало называться Богородским. История, правда, шла в обратном направлении: Богородское – название, бывшее у сельца еще при Годуновых. Затем же, когда польско-литовские интервенты его разорили и сожгли, образовавшуюся здесь пустошь стали называть Черной Грязью.
Храм же возник еще до Голицыных – при боярах Стрешневых, живших здесь с 1633 года. В описных книгах того времени он упоминается как приходская церковь...
«… о пяти главах, крыта чешуею зеленью, расписана тремя красками… перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными».
Конечно, тот храм многократно перестраивали, облагораживали. Каменное же строительство началось уже после того, как в 1712 году усадьбу «Черная Грязь»…
…Пожаловали молдавскому князю Дмитрию Кантемиру
Его отец, Константин Кантемир, назначенный турками в 1685 году молдавским господарем, был обязан одного из своих сыновей отправить заложником в Константинополь, и этим заложником сделался сначала старший сын – Антиох, а затем его сменил младший – Димитрий (4 фото).
Получив в Константинополе прекрасное образование (в то время как отец его, господарь Молдавии, и вовсе был безграмотным), Дмитрий Константинович и сам после смерти отца принял молдавский престол. Во время русско-турецкой войны он, конечно же, был обязан принять участие в боевых действиях на стороне Османской империи, но тайно заключил договор с Петром Первым и регулярно сообщал тому о турецких планах.
Частью соглашения между Петром и Кантемиром являлось получение Молдавией Российского подданства, но с сохранением независимости и прежних обычаев внутри страны. Турки же, заключая мирный договор с Россией, требовали выдать им переметнувшегося на русскую сторону господаря, но Петр ответил:
«Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием»
Дмитрий Кантемир, которого Петр Первый пожаловал титулом Светлейшего князя, вместе с семьей и более чем двумя тысячами верных ему подданных переселился в Россию.
Усадьба же и сельцо Черная Грязь сделались одной из частей награды Дмитрию Константиновичу за верность.
Тогда-то и началось…
…Каменное строительство Богородицкой церкви
В 1722 году новый владелец сельца пристроил к стоявшей здесь деревянной церкви каменный первый ярус, оставив верхнюю часть храма деревянной. Позднее тот храм сделался еще и усыпальницей рода Кантемиров.
Наследник же Дмитрия Кантемира в 1759 году испросил у московского митрополита разрешения выстроить храм целиком из камня, что впоследствии и было сделано. Освящение новой кирпичной церкви, выстроенной в стиле елизаветинского барокко, с цоколем из белого камня и двухъярусной колоколенкой, состоялось 23 июня 1765 года.
А немногим позднее, в 1775-м году…
…Красотами этих мест восхитилась Екатерина Вторая
Наследник бывшего молдавского господаря не был особым ценителем природных красот, и не долго думая уступил отчее имение русской императрице за 25000 рублей. Рассказывают, кстати, что он просил изначально двадцать тысяч, но государыня ответила, что за такую прелесть это слишком скромная плата, и лично добавила к названному ценнику еще пять тысяч.
Создавая необычный для этих мест готический «Проект Царицыно», Василий Баженов решил сохранить стоявшую на пригорку церковь в ее тогдашнем облике. Счел, что ее простые, строгие формы и белые стены будут изящно контрастировать с ярким декором дворца.
Но в конце девятнадцатого столетия…
…Храм все же несколько перестроили
Средства на это выделил Александр Иванович Клементовский – действительный статский советник, известный доктор, дача которого располагалась в Царицыне. Да и прихожане церкви также активно участвовали в ее расширении. Ведь застройка окрестных земель велась активно, да и на территории несостоявшейся императорской резиденции и вокруг нее вырос целый дачный городок, и старая церковь перестала вмещать всех желающих.
Одну из этих дач снимал, кстати, Антон Павлович Чехов.
Архитектор Петр Николаевич Лавин в 1883 году значительно расширил трапезную, пристроил к храму придел во имя Казанской иконы Божьей Матери и нарастил еще два яруса колокольни.
Звон её составляли шесть колоколов, самый большой из которых весил 180 пудов (9 фото).
Все работы обошлись в немалую по тем временам сумму – 6000 рублей.
К слову сказать, почти семь десятков лет в храме служили представители одной семьи – Казанцевы. Они выкупили у проживавшего возле храма аптекаря его скромный деревянный домик, устроив в нем дом причта. Впрочем, половину домика по-прежнему продолжила занимать аптека, а позднее – бесплатная амбулатория для бедняков (4 фото).
Рассказывают, что лишь один-единственный представитель той семьи – Василий Владимирович Казанцев имел не духовное, а светские образование. Окончив Московский университет, он переехал в Ростов Великий, где долгие годы работал учителем истории.
Помнит же храм в Царицыне и…
…Знаменитые в России имена
В 1896 и 1901 годах церковь Божьей Матери Живоносный Источник посещал Иоанн Кронштадтский. Он проводил в нём таинство крещения и, возможно, служил литургию.
А в 1925 году в Москву переехала Матрона Димитровна Никонова, впоследствии знаменитая святая Матрона Московская. Долгое время она мыкалась по съемным квартирам. Говорят, что в Москве насчитывается больше десяти адресов, где она проживала.
Незадолго же до начала войны она переехала в Царицыно, где прожила до 1942 года. Самого ее дома уже не осталось, но его место нетрудно найти, если пройти от Большого дворца по мосту через овраг, к нынешнему ресторанному комплексу «Усадьба» (5 фото).
Хозяйка домика, где жила Матрона, рассказывала:
«Было на Матрону гонение, после ареста Зинаиды, где она жила на Арбате, и Екатерины, на Ульяновской, у родителей которой она когда-то жила. Я ее прописала, а она мне говорит: «Ты меня прописала в Царицыно, а я тебя буду везде прописывать».
Много народу к ней ходило. Кто может, сам идет, а кто не может, на подводах везут. Привезли одного дедушку к ней. Он говорит: «Вы меня лечить привезли, а со мной какой-то дух есть». А Матронушка ему отвечает: «Это я, я с тобой... Я тебе помогу». А привезли его две женщины. Я сидела на терраске. Сижу, а они кричат: «Можно зайти?» А дедушка опять: «Ну кто же со мной есть?» А Матронушка: «Я, я с тобой». Дед: «Сколько я еще здесь буду?» Матронушка: «Немножко, немножко еще, скоро Господь тебя примет».
Спала Матронушка на голом кутничке с маленькой подушечкой. Она была мученица. И спала она очень мало. Как-то раз ко мне приехал отец с Колымы, и мы пришли с ним к Матроне и остались там ночевать. Я думаю: «Дай-ка я послежу, что Матушка делает». Я следила до утра. И до утра она била поклоны и молилась…»
После революции храм еще какое-то время действовал как приходской, хотя его работе вечно препятствовал Политическо-спортивный союз молодежи, занявший здание Третьего кавалерского корпуса – одной из построек Василия Баженова, что уцелела до наших дней (5 фото).
А ещё среди здешних прихожан даже в тяжкие двадцатые-тридцатые годы числились потомки великих русских фамилий – Оболенские и Шереметевы, проживавшие в поселке Ленино – так в те времена называлось Царицыно. Собственно, даже платформа пригородных поездов неподалеку и станция метро Царицыно вплоть до ноября 1990 года тоже назывались «Ленино».
Храм продолжал существовать как приходской…
…Вплоть до 1938 года
Еще раньше, в 1934-м с его колокольни сбросили колокола, сам же храм закрыли в 38-м. Часть его икон успели разнести по домам прихожане и служители церкви, кое-что было передано в музеи, остальное безжалостно уничтожили.
Часть тех икон и утвари, что удалось спасти, позднее вернулась в храм (12 фото).
Официальной причиной закрытия церкви и изгнания ее общины послужила «неуплата долгов».
В храме разместили трансформаторную будку. В первой половине 1970-х его здание служило как типография, а с 1975 по 1990 в нем находилась столярная мастерская Всесоюзного объединения «Союзреставрация». Что-то в ней реставрировали... но из-за работы станков и постоянной вибрации растрескались стены и купол, повредилась прекрасная живопись (9 фото).
Вернули храм верующим осенью 1990 года. Тогда же в нем началась реставрация (12 фото).
Мастерам удалось восстановить повреждения подлинных росписей конца девятнадцатого столетия и лепнину в стиле барокко восемнадцатого-девятнадцатого веков (23 фото).
Заново освятил храм патриарх Алексий Второй в мае 1998 года.
* * *
Мои дорогие подписчики и гости «Тайного фотографа»! Параллельно с Дзеновской страничкой я запустил новый проект на сайте SPONSR.RU. Это Российская платформа для продажи контента по подписке. Точно так же, как мы читаем или слушаем книги на Литрес, как смотрим кино в онлайн-кинотеатрах, оформив ежемесячную подписку, и здесь можно подписаться на произведения понравившегося автора.
Теперь каждая третья или четвертая моя статья будет выходить не на Дзене, а на SPONSR. Подписка стоит дешевле, чем килограмм бананов или дневной рацион для кошки, всего 150 рублей. И отписаться, передумав, можно в любой момент.
А каждый ваш вклад, каждая подписка пойдет на развитие и улучшение проекта «Тайный фотограф Москвы» и продвижение прекрасной идеи долгих, осознанных и вдумчивых прогулок по Лучшему городу Земли и изучения его Истории!