Найти тему
George Rooke

Эту страну погубит коррупция (с)

Что касается коррупции, можно просто привести самый яркий пример. Император Александр I поручил начальнику морского штаба А.В. Моллеру подготовить корабль, на котором в начале лета 1824 г. великий князь Николай Павлович с супругой должны были отправиться в Пруссию. В Кронштадт для ремонта и подготовки к плаванию был направлен корабль «Эмгейтен». Весной 1824 года А.В. Моллер решил проверить, как идет ремонт. В конторе Кронштадтского порта сказали, что работа замедлилась, т.к. не хватает хороших мастеров-конопатчиков. Моллер пошел в порт и увидел, что рядом с «Эмгейтеном», на котором вообще никто не работал, стояло иностранное купеческое судно, которое конопатили и обшивали казенной медью лучшие мастера порта.
Антон Васильевич не смог скрыть результатов своей проверки, тем более что приближалось время отплытия великого князя. После этого был срочно произведен высококачественный ремонт «Эмгейтена», и 24 июля 1824 г. Николай Павлович с супругой отбыл на корабле в Пруссию.
В ходе разбирательства выявленных в Кронштадте беспорядков и проведенного следствия было установлено, что в Кронштадте процветала «организованная преступность».
Портовые чиновники вошли в сговор с корабельными мастерами и планомерно расхищали казенное добро. Это было общеизвестно, поэтому иностранные шкиперы считали Кронштадт лучшим и дешевейшим портом для починки своих судов. Использовались материалы, предназначенные для ремонта русских судов, деньги делились
между чиновниками, мастерами и начальником порта Ф.В. Моллером, которому доставалась основная часть купеческих денег.
Губернатору Кронштадта после скандала удалось выйти сухим из воды. Тогда он был «непотопляем». Дружба с морским министром де Траверсе, хорошее впечатление от посещения Кронштадта в 1819 г., которое запомнил император Александр I, — все это позволило погасить разгоравшийся скандал. А вот Николай Павлович в 1809 году в Кронштадте не был, дружбу с Траверсе не оценил отправил Моллера старшего под суд.

Дополнительным стимулом для Николая стало следующее обстоятельство. В 1825 году, после наводнения, началось восстановление Кронштадтского порта. Для убыстрения строительства в 1826 году туда было прислано много арестантских рот с участниками восстания декабристов. Сухопутному военному и морскому ведомствам было поручено отобрать несколько сотен «порочнейших» нижних чинов, превратить их в арестантов и создать арестантские роты. Предписывалось выделить деньги на их содержание.

Начало 1827 года было отмечено очень большой смертностью среди арестантов-матросов. Комиссия установила, что Морское ведомство и ответственный за выполнение работ главный командир Кронштадтского порта Ф.В. Моллер оказались повинны в том, что матросы были плохо размещены, в их казармах и бараках грязь, сырость, теснота, холод, пища у них скудная и плохая, нет фельдшера, больные матросы не получают помощи. Деньги, выделенные на содержание матросов, разворовываются, большая их часть оседает в кармане вице-адмирала Ф.В. фон Моллера.

Понятно, что по результатам Федор Васильевич фон Моллер был уволен из флота в убийственной характеристикой Николая I: «За непростительные беспорядки, явное нерадение к службе и противозаконные действия».