Смотрю по "Доверию" программу в память о Георгии Буркове.
Ушел он в 57 лет. В июле 1990-го. Его убил не тромб, а разочарование в переменах, которые полным шли в стране, сказали его коллеги.
Родился Георгий Иванович 31 мая 1933-го в Перми. Могли бы сейчас отмечать юбилей. 90 лет.
Но он даже до 1991 года не дожил. Не увидел букет реформ во всей красе. Спуск флага над кремлевской стеной, распад страны, а вместе с ней - и великого советского кинематографа.
Тотальную безработицу, забвение и смерть своих товарищей.
Наших любимцев и настоящих звезд.
"Девяностые многих актеров оставили без работы. Чтобы приносить домой хоть какие-то деньги, Владимир Ивашов, скрепя сердце, снялся в нескольких рекламных роликах. В 93-м после массового увольнения из Театра-студии киноактеров тоже оказался за бортом.
Денег не стало настолько, что любимец миллионов пошел на стройку разнорабочим, таскал по лестничным маршам шифер и шлакоблоки. Хотя медики из-за язвы запретили ему поднимать тяжелое. Когда он в строительной робе ехал в метро, многие здоровались, спрашивали - почему его нет на экранах. Люди думали, что актер в рабочей одежде в общественном транспорте вживается в очередную роль.
А он не играл. Время было такое – каждый сам за себя, и просившие на улицах милостыню люди уже перестали кого-то удивлять. Он перестал обращать внимание на боли в животе – пахал как "папа Карло". Однажды во время разгрузки очередной машины с шифером Ивашову внезапно стало плохо.
В больнице диагностировали желудочно-кишечное кровотечение. Нужно было срочно оперировать. Первая бригада врачей сделала операцию, но через несколько часов кровотечение повторилось. Актера опять повезли в операционную. Повторного наркоза сердце Ивашова не выдержало. Актер скончался в ночь на 23 марта в 1-й Градской больнице на 56-м году жизни".
И если бы это была единственная трагедия тех лет.
А я вдруг подумала - как быстро наши испуганные патриоты забыли эти печальные истории.
Они не стали для них душевной травмой и потрясением.
Они живы и благополучны. Стерли эти страницы из памяти своей, будто не было их вовсе.
Что с ними случилось, что они вдруг свято поверили в Чубайса и отвергли путь восстановления достоинства страны?
******
Про тромб и про то, что убило Георгия Буркова, я не придумала. Так сказали его коллеги, рассказавшие о судьбе друга. Они были рядом, им виднее.
Я пролистала свои любимые страницы его кинобиографии.
Первое появление в кино, где он не очень молодой и не такой красивый, как главный герой. Хотя ему здесь, получается, всего-то 23.
"Зося" 1966 год.
Очень люблю его в фильме "Кадкина всякий знает". Солдат, подхвативший на руки чужого малыша, когда его мать отстала от поезда. Так и не мог объясниться как следует дома, чуть своим не признал, чуть семьи не лишился.
Щедрое сердце, не окаменевшее от войны.
Говорят, необыкновенно важной была для него встреча с Василием Шукшиным. И пока режиссер снимал, место для Буркова всегда находилось. Родные люди.
В 1975 году они были вместе.
Они с Василием Шукшиным сражались за Родину в фильме Сергея Бондарчука.
"Они сражались за Родину", которую сдают сейчас оптом и в розницу их менее даровитые коллеги, укрывшиеся за рубежом в трудный для Отчизны момент.
Нет желания вспоминать и ставить рядом имена коллективного Верхнего Ларса.
Вспомнила, кто-то в этом фильме пообещал:
- Ох, сказал бы я тебе сейчас, но не для тебя сохраняю самые дорогие и редкостные слова...
На этом и поставлю точку.
.