Найти в Дзене

Владислав Крапивин - поэт!

Владислава Петровича Крапивина мы знаем как прозаика, замечательного детского фантаста, неисправимого романтика, создателя увлекательных произведений о мальчишках и девчонках. Но мало обращаем внимания на его поэзию, и, наверное, зря - потому что поэтом он был прекрасным.

Владислав Крапивин. Фото из открытых источников
Владислав Крапивин. Фото из открытых источников

На десятке шестом –

Осознанье реальной угрозы.

Я – как мальчик с шестом

На плавучем, на вёртком бревне.

Я притих, чтоб сберечь

Равновесье испытанной прозы.

Но, как в детстве, стихи

Прибегают со смехом ко мне.

Стихотворения писателя спрятались на страничках его прозаических произведений, и только искушенный читатель задержится на них, оценит их самобытность и уникальный мотив. Лёгкий слог, романтические образы - и одновременно - нотки грусти, осторожной мудрости и любви к жизни.

Солнце скачет серебряной рыбой

По изломам стеклянной волны.

Мальчик Митька идёт над обрывом

Под лучами десятой весны.

Чайки весело в воздухе вертятся,

Синий свет над волною стоит,

И не верится, вовсе не верится,

Что когда-то здесь были бои...

Белый город над синею бухтой,

В переулках – акации цвет,

И кругом синева. И как будто

Нет на свете ни горя, ни бед.

Первый мак, словно бабочка алая,

Светит Митьке из сонной тени...

...А внизу, под размытыми скалами,

Штабеля невзорвавшихся мин.

И кузнечиков звон невесомый –

Как неслышный отчаянный крик:

«Алый мак нужен Митьке живому,

Чтобы маме его подарить!»

Чайки в небе парят белокрылые,

Замирая, как в медленном сне.

Мальчик Митька идёт над обрывами,

По стеклянной идёт тишине...

Море и корабли, солнце и ветер, белоснежные паруса, соль, волны. Изобилие красок, ароматов, ощущений. Стихотворения автора сразу рисуют в голове картинки, зовут отправиться на берег моря, в порты, в уютные южные города, слушать шум ветра и плеск прибоя. И, конечно же, мечтать. Любить жизнь. Сопереживать. Чувствовать!

Иллюстрация из свободных источников.
Иллюстрация из свободных источников.

Заросшая узкоколейка –

Путь из волшебной страны;

Тополя листики клейкие,

Запах поздней весны.

Светкин пушистый локон

У твоего лица...

Свет из знакомых окон,

Мамин голос с крыльца...

Дождики босоногие,

Мяч футбольный в пыли...

Это было у многих,

а многие сберегли?

В детстве писатель зачитывался произведениями Александра Сергеевича Пушкина, и неудивительно, что первыми его творениями были не рассказы, а как раз стихи. Прозаиком он стал потом, наполнив свои романы, рассказы и повести поэтической атмосферой.

"Мне нравилось глядеть на облака, потому что они были свободные. Никто не мог им ничего приказать. И ничего не мог с ними сделать. Ни ментухайские генералы, ни начальник спецшколы, ни сам Регент. И я хоть капельку, хоть чуть-чуть и на малое время, но всё же впитывал в себя частички этой их свободы. И старался не думать больше ни о чём. Только про облака… "

"Есть такая теория струн. Не все ученые её признают, но, по-моему она правильная… Будто вся Вселенная — это бесконечное количество струн. Каждая микрочастица — струнка. И от их звучания зависит в мире абсолютно всё. Если добиться, чтобы звучание стало согласованным, получится… ну, в общем на всём белом свете станет хорошо…"

Некоторые стихотворения Владислава Крапивина были положены на музыку и стали песнями. В телеспектакле "Мальчик со шпагой" впервые прозвучали песни "Испанская" и "Кузнечик Вовка". Барды Григорий Рейхтман и Константин Чудинов также использовали в своём творчестве стихи знаменитого писателя.

Интересно, что сам Владислав Петрович себя поэтом не считал. "Автор этой книжки трезво отдает себе отчет, что никакой он не поэт..." - написал он в предисловии к сборнику своих стихотворений.

Но, как говорится, читателям и критикам виднее.

Когда мы спрячем за пазухи

ветрами избитые флаги

и молча сожжём у берега

последние корабли,

наш маленький барабанщик

уйдёт за вечерним солнцем

и тонкой блестящей льдинкой

растает в жёлтой дали.

От горького пепелища,

от брошенных переулков,

где бьют дожди монотонно

по крышам, как по гробам,

от злой измены, что рыщет

в домах опустелых и гулких,

наш маленький барабанщик

уйдёт, не сдав барабан.

Но есть утешенье – как будто

последний патрон в обойме, –

последняя горькая радость,

что каждый из нас был прав.

И вот потому над планетой

шагает наш барабанщик –

идёт он, прямой и тонкий,

касаясь верхушек трав.