Найти тему

Якутия: поэзия шаманов и песни вечной мерзлоты

Оглавление

Как Орел предрек Якутии радость и славу? Какому поэту пришлось камлать по-шамански? Почему деревья на севере украшают разноцветными ленточками?

Якутск. Вид на город. Фотобанк Лори
Якутск. Вид на город. Фотобанк Лори

Якутск — крупнейший город мира, расположенный в зоне вечной мерзлоты. Какой может быть поэзия в этом суровом крае, где большая часть времени посвящена выживанию? Но и здесь, среди бескрайней заснеженной степи, на берегах холодной Лены, поэты находили свою музу, черпая особое вдохновение из местного фольклора, сказаний и верований. Шаманизм оставил глубокий след в истории и культуре северных народов. Изучая работы якутских авторов, мы можем четко проследить влияние этого явления на литературу. В одних произведениях есть прямое упоминание шаманов и духов, в других же мы встречаем мистические истории, адаптированный фольклор. Давайте попробуем погрузиться в этот культурный феномен в поэтическом контексте некоторых авторов.

Начнем наш путь по суровому, но гостеприимному Якутску в районе городского Театра оперы и балета имени Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона. Здесь, на просторной площади Дружбы, рядом с красно-белым зданием театра, выполненным в стиле конструктивизма, нас ждет знакомство с Алексеем Кулаковским — основоположником якутской литературы. Памятник поэту, возведенный в 2002 году, является республиканским наследием, его автор — заслуженный художник РФ Афанасий Романов. На стволе согнувшегося под северными ветрами дерева сидит, в задумчивости сложив руки, поэт, потомок великого шамана. Печалит ли его будущее его народа, или, напротив, он снова и снова видит впереди свет?

Суровая якутская зима. Фотобанк Лори
Суровая якутская зима. Фотобанк Лори

Всего 9 минут пешком, и мы возле Литературного музея имени Платона Алексеевича Ойунского. Первые прошения об открытии этого музея подавались Союзом писателей Якутии еще в 1958 году, но в итоге музей был официально открыт только спустя 12 лет, в 1970-м. Территория музея с обширной этнографической экспозицией занимает почти 3,5 квадратного километра. Основное здание — дом-музей семьи Ойунских, рядом воссозданная копия юрты, в которой поэт жил в детстве. Посетители музея могут увидеть личные вещи Платона Ойунского, а кроме того, рукописи, документы, фотографии и переписку, связанные с другими якутскими литераторами.

Если есть силы и желание, после посещения музея можно отправиться на факультативную точку – к памятнику Платону Ойунскому на площади Орджоникидзе. Этот бронзовый монумент работы скульптора Петра Захарова был установлен спустя год после открытия памятника Кулаковскому, в 2003 году. Поэт стоит, вглядываясь в даль и бесконечные просторы Якутский земли.

Просторы Якутии. Фотобанк Лори
Просторы Якутии. Фотобанк Лори

Финальная точка маршрута — памятник братьям Семену и Софрону Даниловым. Два брата, родившиеся и выросшие в одном из якутских улусов, не только донесли до нас в своих произведениях особенности быта и красоту природы своего родного края, но и выступили творческими проводниками между первыми писателями Якутии и русскоязычными народами Советского Союза. Именно они инициировали переводы на русский язык стихов Ойунского и Кулаковского, написанных авторами на якутском.

Адреса:

— Памятник Алексею Кулаковскому, площадь Дружбы (напротив Театра оперы и балета Республики Саха имени Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона), Якутск (координаты: 62.022994, 129.720663)

— Литературный музей имение Платона Ойунского, улица Октябрьская, 10, Якутск (координаты: 62.026982, 129.721491).

— Дополнительная точка: памятник Платону Ойунскому, площадь Орджоникидзе, Якутск (координаты: 62.034048, 129.742581).

— Памятник Семёну и Софрону Даниловым, напротив дома 36, проспект Ленина, Якутск (координаты: 62.026048, 129.727058)

Длина маршрута:

Весь путь составит немногим более 1 км, около 15 минут пешего хода, не считая времени, проведенного в музее. На прогулку к памятнику Ойунскому добавьте еще 20 минут.

Кому подходит:

Маршрут будет интересен всем, кто хочет проникнуться поэзией этого далекого удивительного края.

-4

Пророчество Орла Алексея

Точка на карте: Памятник Алексею Кулаковскому, площадь Дружбы, Якутск (координаты: 62.022994, 129.720663)

Алексей Елисеевич Кулаковский — ярчайший представитель якутской литературы рубежа XIX—XX веков. Будущий поэт родился в Ботурусском улусе в простой крестьянской семье. Родители старались передать детям национальные традиции и любовь к родной культуре с помощью устных народных сказаний — олонхо. Олонхосуты — сказители олонхо — были весьма почитаемы и любимы и детьми, и взрослыми. Кулаковский вырос на былинах и сказаниях, впитывая их и преобразовывая впоследствии в нечто большее, совместив в конечном итоге современные литературные традиции с мистическими сказаниями. Есть мнение, что известный шаман Кэрэкэн, живший в XVII веке и обладавший необыкновенной пророческой силой, принадлежал к роду Кулаковских и был одним из предков Алексея Елисеевича. Возможно, поэт унаследовал от предка пророческую силу, применив и развив ее в своем творчестве.

В 1897 году Кулаковский написал свои первые произведения, что примечательно — на русском языке: «Вправе ли русские гордиться своим именем?» и «Главнейшие достоинства поэзии Пушкина». Первые стихи на родном языке — «Благословение Баяная» — он напишет лишь спустя три года, в 1900 году, и именно они станут первыми поэтическими произведениями якутской художественной литературы.

Стихи на родном языке Кулаковский писал под псевдонимом Ексекюлях Алексей, что переводится с якутского как Орел Алексей. Это не случайный выбор, позже, в своей самой знаменитой поэме «Сновидение шамана», он расскажет о том, что стал «орлом», чтобы увидеть всю землю и написать о ней свои пророчества,

Всеобъемлющим зреньем я
Всю матерь-землю — из края в край —
Объял от морей огромных до
Отдаленных ее уголков…

В поэме автор поднимает проблему развития и выживания человеческой цивилизации. Например, о Германии, которая вот-вот развяжет мировую войну, он пишет:

«В мире людском не найти сильней,
Воинственнее меня!» —
Взбалмошным жеребцом он ржет.

В год написания «Сновидения шамана» Кулаковский создает еще одно пророческое стихотворение — «Благословение среднего поколения», где утверждает, что, несмотря на любой страх перед переменами, его народ ждет светлое будущее.

… В этот переменчивый век
Я предрекаю лишь радость и славу.
Игра на варгане - традиционном музыкальном инструменте якутов, ранее использовавшемся шаманами. Фото: Владимир Веленгурин/Комсомольская правда
Игра на варгане - традиционном музыкальном инструменте якутов, ранее использовавшемся шаманами. Фото: Владимир Веленгурин/Комсомольская правда

Кулаковский — великий путешественник. За всю свою жизнь он совершил по родным просторам путь в сотню тысяч верст, а это в два раза больше длины экватора! Но это был не праздный путь «в отпуске». Поэт путешествовал для того, чтобы исследовать, как живет его народ, понять, чем интересуются жители Крайнего Севера, чего не хватает им для духовного и технического развития. Ему хотелось выяснить, что же требуется, чтобы мир его предков не растворился в пучине глобальных перемен, не был перемолот машиной технического прогресса. Алексей Елисеевич погружался так глубоко в изучаемые им темы, так глобально ставил вопросы, что заслужил звания не только писателя, но и ученого, благодаря которому зародились первые научные направления в его родной республике: литература, языкознание, этнография, народное и сельское хозяйство, экономика, социология и даже экология. Так он и пишет в своем «Сновидении шамана»:

… Девяносто девять наук
Дивно-божественных переняв,
Дружно, жадно в себя впитав,
Да, мы ученостью обогатим
Душу — Землю Саха…
Памятник А.Кулаковскому на площади Дружбы. Фото: Официальный сайт окружной администрации города Якутска
Памятник А.Кулаковскому на площади Дружбы. Фото: Официальный сайт окружной администрации города Якутска

Кулаковский сумел не только интенсифицировать развитие своего родного края, но и опередить время: на рубеже нового тысячелетия руководство республики принимает программы развития, основанные на трудах литератора, написанных десятилетия назад. И разумеется, отдает дань уважения великому соотечественнику. В 2002 году на площади Дружбы в Якутске основатель якутской литературы Алексей Кулаковский был увековечен в бронзе.

Красный шаман

Точка на карте: Литературный музей имени П.А. Ойунского, улица Октябрьская, 10, Якутск (координаты: 62.026982, 129.721491)

Платон Алексеевич Ойунский — обладатель духовных даров, унаследованных от предков, человек, сохранивший и приумноживший культурное наследие родной земли. За свою недолгую жизнь Платон Алексеевич успел стать выдающимся поэтом и прозаиком, драматургом, фольклористом и лингвистом, государственным и политическим деятелем. Практически в каждом втором населенном пункте на карте Якутии есть улица, названная в его честь.

Памятник П.Ойунскому на площади Орджоникидзе. Фотобанк Лори
Памятник П.Ойунскому на площади Орджоникидзе. Фотобанк Лори

Мальчик, которого назвали Платоном, родился в многодетной якутской семье Слепцовых. Он рос, наблюдая, как в суровом климате от бедности и голода умирают один за другим его братья и сестры, а родители стремительно теряют свое здоровье. О получении образования в такой обстановке не могло быть и речи. Но на помощь тянущемуся к знаниям ребенку пришли местные олонхо. Эту разновидность народного эпоса, сказаний и театрализованных представлений якуты почитали и передавали из поколения в поколение на протяжении многих веков. Именно благодаря увлечению олонхо начали раскрываться таланты будущего поэта, который с самого детства стал не просто слушателем, но и рассказчиком, причем, несмотря на юный возраст, самым известным олонхосутом своего времени. При отсутствии классического школьного образования любовь к олонхо не только помогала Платону обрести известность среди местных жителей, но и способствовала всестороннему развитию подростка.

В 14 лет, заручившись поддержкой родственников и односельчан, Платон поступил в четырехклассное училище в Якутске и проявил там отличные способности к обучению. Позже, в 1917 году, он окончил Якутскую учительскую семинарию, где впервые попробовал себя в литературе.

Якутск. Вид на старый город зимой. Фотобанк Лори
Якутск. Вид на старый город зимой. Фотобанк Лори

Впоследствии он напишет в своей знаменитой поэме «Красный шаман»:

Неистовство и мощь, живущие в огне!
Неведом был язык ваш вещий мне...
Черед пришел — раскрылась суть моя:
Четвертый год, как стал шаманом я.

Эта поэма, над которой Ойунский трудился на протяжении нескольких лет, по праву считается знаковой в жизни писателя. Именно в процессе этой масштабной работы Платон Слепцов придумывает себе творческий псевдоним — Ойунский. В переводе с якутского «ойуун» означает «шаман», а «уус» – «род». Это произведение должно было примирить исконную культуру Якутии, которая не мыслилась без шаманизма и духов, и новые реалии советского времени, где не было места религии и мистицизму.

В своих воспоминаниях Реас Кулаковский, сын поэта Алексея Кулаковского, рассказывал, что однажды поздним вечером решил заглянуть в гости к Ойунскому, который как раз тогда был вплотную занят работой над «Красным шаманом». Обходя дом, Реас Алексеевич отчетливо услышал камлание шамана внутри. Это мог быть только сам Ойунский! Кулаковский решил не мешать и тихонько ушел. А Платон Ойунский написал такие строки:

Очнувшись, покорился чуду.
Очнувшись, понял, что шаманом буду...
Три дня камланью отдал я; три дня
Трепало и трясло меня;
Три дня, три ночи к духам я взывал,
Тревожно вскрикивал, метался и взывал…
На Верхнем небе очутился я!
Наполнили там девять тордуя
Моею кровью и, спустив на твердь земли,
Могучей тайною мой разум облекли.
Якутский государственный литературный музей имени Платона Ойунского. Фото: Официальный сайт окружной администрации города Якутска
Якутский государственный литературный музей имени Платона Ойунского. Фото: Официальный сайт окружной администрации города Якутска

Помимо собственных произведений в качестве вклада в мировую литературу Ойунский подготовил к изданию сборник эпосов олонхо. Эти произведения впоследствии ЮНЕСКО внесло во Всемирный список нематериального культурного наследия человечества.

А для своего народа Платон Ойунский навсегда останется родным сыном, показавшим миру внутреннюю красоту Якутии.

Поэтические братья

Точка на карте: Памятник Семёну и Софрону Даниловым, напротив дома 36, проспект Ленина, Якутск (координаты: 62.026048, 129.727058)

Мы стоим у памятника двум духовным лидерам нового времени Якутии, родным братьям Семену и Софрону Даниловым. Авторам монумента — Алексею Самсонову и Семену Прокопьеву — удалось передать их увлеченность и открытость, талант и стремление творить.

Братья Даниловы, несмотря на пятилетнюю разницу в возрасте, в школе сидели за одной партой и начали свой творческий путь вместе — еще будучи детьми. Они много читали, буквально «проглатывали» все, что писалось на якутском языке, и на основе прочитанного пробовали создавать свои стихи. Родители всеми силами поддерживали сыновей, предоставляя возможность слушать и русскую музыку, читать русскую литературу, знакомиться с полотнами русских художников.

Памятник народным писателям Якутии Семену и Софрону Даниловым. Фото: Официальный сайт окружной администрации города Якутска
Памятник народным писателям Якутии Семену и Софрону Даниловым. Фото: Официальный сайт окружной администрации города Якутска

В 1937 году семья Даниловых переехала в Якутск, чтобы дети могли продолжить свое образование. Первые произведения братьев выходят уже в 1937—1938 годах, но затем в их творческие планы вмешивается Великая Отечественная. Пройдя дорогами войны, братья вернулись и продолжили дело своей жизни, которое связывало их даже больше, чем кровное родство.

Даниловы почти одинаково владели как языком поэзии, так и прозы, работали над переводами не только с русского на родной язык, но и с якутского на русский, открывая миру якутский эпос. К примеру, именно братья Даниловы наиболее емко перевели на русский язык произведения Платона Ойунского и собранные им былины — олонхо.

Значимой вехой в творчестве братьев Даниловых можно считать переводы известных русских поэтов и писателей на якутский язык. В их библиографии переводы Пушкина, Лермонтова, Гайдара, Шевченко, Островского, Чернышевского и многих других.

Познакомимся с каждым из братьев по отдельности, взглянув на памятник снова. Слева — Семен Данилов, народный поэт Якутии. Поэтическая душа это человека считывается уже по его позе, запечатленной в бронзе: задумчивый взгляд, устремленный в небо, руки, сложенные на груди… Он будто застыл в ожидании долгой северной зимы, за которой непременно придет весна, но в своем стихотворении «Золотая осень» поэт напоминает нам о том, что ни одна из зим не проходит бесследно:

Пожухлые листья опять сметены,
За ветром холодным несутся…
Но даже весною снега седины
На наших висках остаются.

Самая значимая награда Семена Данилова — Государственная премия РСФСР имени Максима Горького — получена им в 1971 году за книгу стихов «Белая ночь».

Необычайно ритмичная лирика стихов Данилова стала основой для песен: ко многим его произведениям была написана музыка.

Вернемся к памятнику. Справа — младший брат Семена Софрон Данилов, народный писатель Якутии, заслуженный работник культуры. Так же как и брат, Софрон был удостоен Государственной премии РСФСР, в частности за одно из самых знаковых его произведений — роман «Бьется сердце».

Долина реки Лены. Якутск. Вид с высокого берега. Фотобанк Лори
Долина реки Лены. Якутск. Вид с высокого берега. Фотобанк Лори

Не обходит стороной писатель и суровую, но прекрасную северную природу. Вот что он пишет о традиции украшать деревья цветными ленточками

«Несведущий человек подивится: на ветвях старого дерева висят выгоревшие, иссечённые ветром лоскутки, ленточки, качается на ветру длинный волос из конского хвоста. Это обычай такой, доброе человеческое «спасибо» одинокому дереву: за приют, за свежесть и тень в жаркий полдень. И за смелость. Она в нашем метельном краю дорого ценится, дереву на вершине сопки смелость нужна каждый день».

Советские читатели высоко оценили наполненную глубокими образами прозу Софрона Петровича, им импонировала честность и открытость, с которой автор описывал события и героев. Интересно, что многие концовки его текстов похожи на модный нынче «открытый финал». На одном из выступлений в 1988 году сам Софрон Данилов отмечал удивительное созвездие талантов, которые были рождены на Якутской земле начиная с конца XIX века. При отсутствии на тот момент сформировавшейся литературной традиции появление якутских поэтов и писателей можно было считать даром, ниспосланным свыше — духами, воспетыми в олонхо.

Что почитать:

Алексей Кулаковский (1877—1926)

«Вправе ли русские гордиться своим именем?», «Сновидение шамана», «Песня столетней старухи», «Скупой богач», «Дары реки», «До рождения проклятый»

Платон Ойунский (1893—1939)

«Красный Шаман», «Кудангса Великий», «Благословение отца», «Любовь моря»

Семен Данилов (1917—1978)

«Белая ночь», «Золотая осень», «Мой русский язык», «Счастье орла»

Софрон Данилов (1922—1993)

«Манчары», «Огонь», «Красавица Амга», «Сказание о Джэнкире»

Аудиогид по маршруту

С аудиогидами удобно путешествовать: их можно слушать во время прогулки. Ловите вдохновение и путешествуйте с русскими поэтами!

Якутия. Поэзия шаманов и песни вечной мерзлоты.

Пророчество Орла Алексея.

Красный шаман.

Поэтические братья.