Найти в Дзене
Вестник Кавказа

Малика Сабирова: трагическая история любимой ученицы Галины Улановой

Оглавление

Многочисленные поклонники называли Малику Сабирову принцессой таджикского балета. Это символично, ведь Малика - имя арабского происхождения, которое означает "царица", "правительница".

Балерина с неизменным успехом выступала на прославленных сценах во всем мире, ее творческими партнерами были премьеры Большого театра, а Галина Уланова называла Сабирову любимой ученицей.

Недавно "Вестник Кавказа" рассказывал о Светлане Адырхаевой, еще одной знаменитой ученице Улановой.

Детство в Душанбе

Малика Сабирова родилась в Душанбе в интернациональной семье осетинки и узбека. Ее мама - Мадина Георгиевна - работала в поликлинике, отец - Абдурахим Джалилович - был флейтистом, играл в оркестрах Таджикской филармонии и Театра оперы и балета, а также восстанавливал национальные музыкальные инструменты. Балет Малика любила с детства и часто ходила с отцом на спектакли. Зная об увлечении девочки, директор театра подарил ей атласные балетные туфельки. Вскоре Малика начала заниматься в балетной студии, а дома, надев пуанты и подколов платье, представляла себя героиней "Лебединого озера".

Ленинградское хореографическое училище

В июне 1952 года в Душанбе приехали известные педагоги Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени Вагановой) Надежда Базарова и Варвара Мей, чтобы отобрать на учебу одаренных детей. Малика выдержала конкурс, однако поначалу Мадина Георгиевна и Абдурахим Джалилович не хотели отпускать дочь в другой город. Она очень переживала, замкнулась в себе, в конце концов родители изменили свое решение, и осенью того же года 10-летняя Малика отправилась в Ленинград. Она была образцовой ученицей и в 12 лет уже танцевала Машу-девочку в "Щелкунчике" на сцене Ленинградского театра имени Кирова, а в преддипломном спектакле исполнила в этом балете уже партию Маши-принцессы.

Начало карьеры

В 1961 году Малика, с отличием окончив училище, вернулась в Душанбе, сразу начала исполнять ведущие партии в Театре оперы и балета, а вскоре стала любимицей публики. Ее сценическим партнером, а потом и мужем был Музаффар Бурханов. Вместе с ним Сабирова проходила отбор в Ленинградское хореографическое училище и постоянно танцевала во время учебы.

-2

Международный успех

В мае 1964 года Сабирову с Бурхановым пригласили в Москву - там проходил отбор участников I международного конкурса артистов балета в Варне. В Большом театре с танцовщицей начали заниматься знаменитые педагоги - Галина Уланова и Асаф Мессерер, дядя Майи Плисецкой. "Она талантлива и безгранично трудолюбива, я помогаю ей с бесконечной радостью, потому что считаю Малику одной из лучших молодых исполнительниц", - говорила Уланова. "Какая девочка, как прекрасно она выучена!" - отмечала, в свою очередь, Плисецкая.

На конкурсе в Варне Сабирова получила вторую премию. Вскоре после этого успеха ее пригласили на гастроли с Большим театром. В 1965 году в Великобритании и Ирландии балерина танцевала с Владимиром Васильевым, Борисом Хохловым и Владимиром Тихоновым, а в 1966-м с солистами Большого театра и Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова отправилась в Индию и Японию.

Вместе с Бурхановым Сабирова не раз приезжала в Москву и с Таджикским театром оперы и балета имени Садриддина Айни, и с концертными программами. Она с неизменным успехом выступала во Франции, Турции, Иране, Египте, Чехословакии, Норвегии, Венгрии, многих других странах мира. Почитателями таланта танцовщицы были и обычные зрители, и главы государств, и знаменитые деятели культуры.

В июне 1969 года Сабирова участвовала в I международном конкурсе артистов балета в Москве. Программу она снова готовила с Улановой. Перед самым конкурсом балерина заболела и даже не смогла прийти на жеребьевку, поэтому ей оставили последний, 91-й номер. На сцену Сабирова вышла с трудом, но собралась и танцевала великолепно, несмотря на высокую температуру. На этом конкурсе она была удостоена золотой медали.

Продолжая выступать в Душанбе, балерина часто приезжала в Москву, чтобы репетировать с Улановой. В ее обширном и разнообразном репертуаре были главные партии в "Лебедином озере" и "Спящей красавице" Чайковского, "Дон Кихоте" и "Баядерке" Минкуса, "Ромео и Джульетте" и "Золушке" Прокофьева, "Тропою грома" и "Легенде о любви" Кара Караева. От партии Жизели Сабирова долго отказывалась - полагала, что у нее нет подходящих внешних данных. Уланова, которую принято считать эталонной исполнительницей этой роли, помогла ей преодолеть все сомнения.

-3

Даже став всемирно известной балериной, Сабирова продолжила усердно работать над партиями. "Слишком много надо успеть за короткую профессиональную жизнь в двадцать лет", - говорила танцовщица. Кроме того, она много занималась с теми, кто только начинал свой творческий путь в театре имени Садриддина Айни.

Болезнь и смерть

Последнее выступление Сабировой состоялось в Москве в ноябре 1980 года, тогда она уже тяжело болела, но танцевала по-прежнему блестяще. Благодаря стараниям Улановой балерину положили в Кремлевскую больницу, но спасти ее жизнь врачам не удалось. 27 февраля 1982 года 39-летняя Сабирова скончалась от онкологического заболевания. Проститься с любимой артисткой пришел весь Душанбе, приехали многие знаменитые коллеги, в их числе была и Уланова. "Она была мне дочерью, не только моей любимой ученицей!" - признавалась великая балерина.

Похоронили Сабирову в костюме Жизели на мемориальном кладбище "Лучоб". К ее могиле еще несколько недель приносили живые белые цветы.

Лола Мусаева