Многочисленные поклонники называли Малику Сабирову принцессой таджикского балета. Это символично, ведь Малика - имя арабского происхождения, которое означает "царица", "правительница".
Балерина с неизменным успехом выступала на прославленных сценах во всем мире, ее творческими партнерами были премьеры Большого театра, а Галина Уланова называла Сабирову любимой ученицей.
Недавно "Вестник Кавказа" рассказывал о Светлане Адырхаевой, еще одной знаменитой ученице Улановой.
Детство в Душанбе
Малика Сабирова родилась в Душанбе в интернациональной семье осетинки и узбека. Ее мама - Мадина Георгиевна - работала в поликлинике, отец - Абдурахим Джалилович - был флейтистом, играл в оркестрах Таджикской филармонии и Театра оперы и балета, а также восстанавливал национальные музыкальные инструменты. Балет Малика любила с детства и часто ходила с отцом на спектакли. Зная об увлечении девочки, директор театра подарил ей атласные балетные туфельки. Вскоре Малика начала заниматься в балетной студии, а дома, надев пуанты и подколов платье, представляла себя героиней "Лебединого озера".
Ленинградское хореографическое училище
В июне 1952 года в Душанбе приехали известные педагоги Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени Вагановой) Надежда Базарова и Варвара Мей, чтобы отобрать на учебу одаренных детей. Малика выдержала конкурс, однако поначалу Мадина Георгиевна и Абдурахим Джалилович не хотели отпускать дочь в другой город. Она очень переживала, замкнулась в себе, в конце концов родители изменили свое решение, и осенью того же года 10-летняя Малика отправилась в Ленинград. Она была образцовой ученицей и в 12 лет уже танцевала Машу-девочку в "Щелкунчике" на сцене Ленинградского театра имени Кирова, а в преддипломном спектакле исполнила в этом балете уже партию Маши-принцессы.
Начало карьеры
В 1961 году Малика, с отличием окончив училище, вернулась в Душанбе, сразу начала исполнять ведущие партии в Театре оперы и балета, а вскоре стала любимицей публики. Ее сценическим партнером, а потом и мужем был Музаффар Бурханов. Вместе с ним Сабирова проходила отбор в Ленинградское хореографическое училище и постоянно танцевала во время учебы.
Международный успех
В мае 1964 года Сабирову с Бурхановым пригласили в Москву - там проходил отбор участников I международного конкурса артистов балета в Варне. В Большом театре с танцовщицей начали заниматься знаменитые педагоги - Галина Уланова и Асаф Мессерер, дядя Майи Плисецкой. "Она талантлива и безгранично трудолюбива, я помогаю ей с бесконечной радостью, потому что считаю Малику одной из лучших молодых исполнительниц", - говорила Уланова. "Какая девочка, как прекрасно она выучена!" - отмечала, в свою очередь, Плисецкая.
На конкурсе в Варне Сабирова получила вторую премию. Вскоре после этого успеха ее пригласили на гастроли с Большим театром. В 1965 году в Великобритании и Ирландии балерина танцевала с Владимиром Васильевым, Борисом Хохловым и Владимиром Тихоновым, а в 1966-м с солистами Большого театра и Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова отправилась в Индию и Японию.
Вместе с Бурхановым Сабирова не раз приезжала в Москву и с Таджикским театром оперы и балета имени Садриддина Айни, и с концертными программами. Она с неизменным успехом выступала во Франции, Турции, Иране, Египте, Чехословакии, Норвегии, Венгрии, многих других странах мира. Почитателями таланта танцовщицы были и обычные зрители, и главы государств, и знаменитые деятели культуры.
В июне 1969 года Сабирова участвовала в I международном конкурсе артистов балета в Москве. Программу она снова готовила с Улановой. Перед самым конкурсом балерина заболела и даже не смогла прийти на жеребьевку, поэтому ей оставили последний, 91-й номер. На сцену Сабирова вышла с трудом, но собралась и танцевала великолепно, несмотря на высокую температуру. На этом конкурсе она была удостоена золотой медали.
Продолжая выступать в Душанбе, балерина часто приезжала в Москву, чтобы репетировать с Улановой. В ее обширном и разнообразном репертуаре были главные партии в "Лебедином озере" и "Спящей красавице" Чайковского, "Дон Кихоте" и "Баядерке" Минкуса, "Ромео и Джульетте" и "Золушке" Прокофьева, "Тропою грома" и "Легенде о любви" Кара Караева. От партии Жизели Сабирова долго отказывалась - полагала, что у нее нет подходящих внешних данных. Уланова, которую принято считать эталонной исполнительницей этой роли, помогла ей преодолеть все сомнения.
Даже став всемирно известной балериной, Сабирова продолжила усердно работать над партиями. "Слишком много надо успеть за короткую профессиональную жизнь в двадцать лет", - говорила танцовщица. Кроме того, она много занималась с теми, кто только начинал свой творческий путь в театре имени Садриддина Айни.
Болезнь и смерть
Последнее выступление Сабировой состоялось в Москве в ноябре 1980 года, тогда она уже тяжело болела, но танцевала по-прежнему блестяще. Благодаря стараниям Улановой балерину положили в Кремлевскую больницу, но спасти ее жизнь врачам не удалось. 27 февраля 1982 года 39-летняя Сабирова скончалась от онкологического заболевания. Проститься с любимой артисткой пришел весь Душанбе, приехали многие знаменитые коллеги, в их числе была и Уланова. "Она была мне дочерью, не только моей любимой ученицей!" - признавалась великая балерина.
Похоронили Сабирову в костюме Жизели на мемориальном кладбище "Лучоб". К ее могиле еще несколько недель приносили живые белые цветы.
Лола Мусаева