Найти тему
АиФ-Омск

Ревизорами не рождаются. Как маски из Карелии покорили омского зрителя

Оглавление
   Чудо маски персонажей - характер в деталях.
Чудо маски персонажей - характер в деталях.

Спектакль петрозаводского кукольного театра «Ревизор» (16+) в 2023 году был заявлен на премию «Золотая маска» в четырёх номинациях. Увы, не выиграл. Но стал заметным явлением в театральном мире.

И судя по бурным овациям омских зрителей – и по ходу спектакля, и после его завершения, это не просто действо, это - эликсир молодости. Ведь известно, что смех бодрит, зажигает, продлевает жизнь.

Органы движения

Руки-руки, ноги-ноги – жесты пальчиками, колени «вприсядку» и «в переплет», вывороты стоп... От созерцания органов движения каждого без исключения персонажа глаз не оторвать! Но это через несколько минут – после того, как получается выдохнуть от увиденных масок.

   У Анны Андреевны двигалась и грудь - то кокетливо, то по-боевому. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев
У Анны Андреевны двигалась и грудь - то кокетливо, то по-боевому. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев

Анекдотичная история о нечистоплотных чиновниках уездного городишка, принявших заезжего хлыста за ревизора из Петербурга, определила не просто гротескные, а почти шаржевые маски.

Мощная челюсть – есть командный взор городничего Сквозняк-Дмухановского, огромная лысина с морщинами на лбу – вот грозность судьи Ляпкина-Тяпкина, глаза «в кучу» - явный трусливо-гадливый попечитель богоугодного заведения Земляника, а округлость, гладкость головки с рыжими волосиками – масляный Хлестаков (растаешь-поверишь-не ухватишь)!

Актёры внутри масок становятся ростовыми куклами (персонажами-головастиками) и застывшие на лике эмоции оживляют телом. И доводят своей пластикой до самой сути характеров персонажей. И до слез от смеха. Глядя на пластику Родиона Михно, играющего Хлестакова, казалось, что он без костей.

   Жесты пальчиками, переплетенные колени вывороты стоп... От органов движения каждого персонажа глаз не оторвать. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев
Жесты пальчиками, переплетенные колени вывороты стоп... От органов движения каждого персонажа глаз не оторвать. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев

К слову, жене городничего, Анне Андреевне, в создании образа очень помогала... мощная грудь. Одно её движение – шарм кокетки, другое - боевой снаряд против соперницы-дочери.

На звук и запах

Маски разномастные – малые на одну голову, на полтуловища от макушки до ног, на уровень живота, по объёму спины, на голову и руки, две на одну голову...

«Видеть партнёров в наших масках очень трудно, есть лишь небольшая прорезь, потому приходится ориентироваться на звук, – поведал перед спектаклем серьёзным голосом Родион Михно, игравший Хлестакова. И уже со смехом продолжил - И на запах, ведь в них очень жарко, потеешь от души!»

   Городничий в спектакле немного не гоголевский - не обвиняет всех вокруг, а признает свою ошибку.... Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев
Городничий в спектакле немного не гоголевский - не обвиняет всех вокруг, а признает свою ошибку.... Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев

Если маска Хлестакова весит всего 1 кг., то городничему не повезло (в плане потения) в семь раз – в семикилограммовой маске он должен был бы просто сгореть внутри.

«А внутри сделали вентилятор, - поделился с улыбкой техническим секретом Олег Романов, исполнивший роль городничего. – Более сложно было не двухчасовое нахождение на сцене, а передвижение по наклонной декорации, но приноровились».

Минималистические декорации с искажёнными углами и пропорциями стали неким символом мира искажённого бытия. И усилили масочный фарс.

Своя ошибка

   Олег Романов после роли городничего получил звание заслуженного артиста Республики Карелия. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев
Олег Романов после роли городничего получил звание заслуженного артиста Республики Карелия. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев

Актёры заглавных ролей – Родион Михно и Олег Романов – в унисон отмечали, что хотели показать своих персонажей человечными. Что они изначально не были абсолютно плохими, просто попали в такую ситуацию, такие обстоятельства.

И концовка истории отличается от заданной Гоголем именно этим оттенком. Того, гоголевского, застывшего столбом с поднятыми вверх руками – с обвинением злодеев вокруг, его подставивших - не жалко: поделом ему, самому обманщику, льстецу, мздоимцу.

А этого, «карельского», упавшего на пол, жалко. Этот городничий, который и не таких мошенников обводил вокруг пальца, споткнулся на мелочи - пресловутом инкогнито, поставил всё на карту и проиграл. И понимает свою ошибку. Краски грубые и тонкие одновременно. В его жестах, фигуре, силуэте – почти ощутимая боль.

Браво Олегу Романову, который после этой роли получил звание заслуженного артиста Республики Карелия!

   Глядя на пластику Родиона Михно в роли Хлестакова, казалось, что он без костей. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев
Глядя на пластику Родиона Михно в роли Хлестакова, казалось, что он без костей. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев