Принятые Законодательным собранием Нижегородской области изменения регионального избирательного законодательства завершают целый комплекс наступательных мер, направленных на ликвидацию открытости и гласности в проведении выборов на федеральном, региональном и местном уровне.
Начиналось все с введения ДЭГа (дистанционного электронного голосования), а сейчас добавлен целый комплекс изменений, которые лишают доверенных лиц кандидатов права осуществлять контрольные функции, существенно ограничивают журналистов в праве присутствовать на избирательных участках и контролировать процесс подсчета голосов. А ведь после ликвидации членов комиссий с правом совещательного голоса именно доверенные лица и журналисты были последним рубежом защиты результатов выборов.
Плюс к этому мы видим появление электронных списков избирателей и электронных подписей. И бумажные-то списки избирателей постоянно подвергались попыткам манипуляций, вплоть до внесения в них лиц, не участвовавших на самом деле в голосовании – но тогда за этим внимательно следили наблюдатели. Несброшюрованные и непрошитые листы в списках избирателей всегда были серьезным основанием для оспаривания результатов выборов на том или ином участке.
А представьте себе, что теперь список избирателей будет в электронном виде будет заверяться электронными подписями председателя и секретаря избирательной комиссии. По сути, нам предлагают просто поверить на слово тем, кого мы всегда должны были контролировать и проверять. Это очень странная логика. То же самое касается и системы электронного голосования.
«Что же вы, не доверяете избирательным комиссиям?» – говорят нам. Конечно, не доверяем, потому что у нас есть масса примеров в прошлом, когда именно члены избирательной комиссии массово вбрасывали бюллетени в урны для голосования, попадали в объективы видеокамер и позорились на всю страну. С введением электронного голосования с электронными списками избирателей они смогут все это делать уже без риска, не опасаясь широкой общественной огласки.
При таких условиях институт выборов становится, с одной стороны, виртуальным, поскольку ликвидируется возможность проверить честность комиссии и заставить ее работать в соответствии с законом. С другой стороны, механизированным, поскольку одним нажатием кнопки на компьютере можно поменять список избирателей, внеся в него фамилии тех, кто на самом деле не голосовал. Или просто даже изменить какие-то цифровые показатели.
Мы много раз видели, как члены комиссий пачками бросали бюллетени за одного кандидата в корзину с голосами за другого кандидата. Сейчас опасность быть застигнутыми в процессе совершения подобных нарушений журналистами, доверенными лицами и членами комиссий с правом совещательного голоса сведены к нулю.
Электронное голосование – в принципе неконтролируемое, неверифицируемое и непроверяемое, что подтверждается всеми. То, что мы получаем в результате, это не выборы, а некая демонстрация того, что у нас сохраняются достаточно дорогие для бюджета и для народа процедуры. Но смысл этих процедур становится совершенно непонятным.
На всякий случай – только выборы губернатора Нижегородской области в соответствии с законом о бюджете должны обойтись нам в 422 миллиона рублей. Если бы они проводились действительно в соответствии с демократическими процедурами, были открытыми и гласными, то и явка была бы совсем другой. Сейчас она очень сильно упала из-за недоверия – а это чревато к потере доверия к власти вообще. Этого нельзя допускать.
Выборы – это, по сути, единственный инструмент, наделяющий власть легитимностью, обосновывает ее право на исполнение своих обязанностей. Почему все должны подчиняться распоряжением власти? Потому что она выбрана большинством населения. Это простая аксиома.
Так что наша фракция совершенно логично проголосовала против таких изменений, поскольку они ведут к деградации избирательного законодательства. Надеюсь, мы еще вернемся к этому вопросу и откажемся от механизированной процедуры выборов.
Владислав Егоров, заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области, глава фракции КПРФ