Интеллект - один из самых обсуждаемых предметов в психологии, но стандартного определения не существует. Некоторые исследователи предположили, что интеллект - это единственная общая способность. Другие теории интеллекта утверждают, что интеллект охватывает целый ряд склонностей, навыков и талантов.
Что такое Интеллект?
Несмотря на значительный интерес к этому предмету, среди экспертов до сих пор нет единого мнения о компонентах интеллекта и о том, возможны ли вообще точные измерения интеллекта.
Хотя современные определения интеллекта значительно различаются, эксперты в целом сходятся во мнении, что интеллект включает в себя такие умственные способности, как логика, рассуждение, решение проблем и планирование. В частности, современные определения, как правило, предполагают, что интеллект - это способность :
Учиться на опыте: Приобретение, хранение и использование знаний является важным компонентом интеллекта.
Распознавать проблемы: Чтобы использовать знания, люди сначала должны определить проблемы, которые они могут решить.
Решать проблемы: затем люди должны использовать то, чему они научились, для поиска решений проблем.
Исследования интеллекта играют значительную роль во многих областях, включая финансирование образовательных программ, отбор кандидатов на работу и тестирование для выявления детей, нуждающихся в дополнительной академической помощи.
Основные теории интеллекта в психологии
Учитывая пристальный интерес к концепции интеллекта, некоторые из величайших умов в этой области исследовали ее с разных сторон. Ниже приведены некоторые из основных теорий интеллекта, появившихся за последние 100 лет.
Основные типы теорий интеллекта
- Общий интеллект
- Первичные умственные способности
- Множественный интеллект
- Триархический подход к разведке
Общий интеллект
Британский психолог Чарльз Спирман (1863-1945) описал концепцию общего интеллекта, или "g-фактора". После использования факторного анализа для изучения тестов на умственные способности Спирман пришел к выводу, что результаты этих тестов были удивительно схожими.
Люди, которые хорошо справились с одним когнитивным тестом, как правило, хорошо справлялись и с другими тестами, в то время как те, кто плохо справился с одним тестом, как правило, плохо справлялись с другими. Он пришел к выводу, что интеллект - это общая когнитивная способность, которую исследователи могут измерить и выразить числено.
Первичные умственные способности
Психолог Луис Л. Терстоун (1887-1955) сосредоточил внимание на семи основных умственных способностях, а не на какой-то одной общей способности. К ним относятся:
Ассоциативная память: способность запоминать и припоминать
Числовые способности: способность решать математические задачи
Скорость восприятия: способность видеть различия и сходства между объектами
Рассуждение: способность находить правила
Пространственная визуализация: возможность визуализировать взаимосвязи
Вербальное понимание: способность определять и понимать слова
Свободное владение словами: способность быстро произносить слова
Множественный интеллект
Среди более поздних идей об интеллекте - теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Он предположил, что традиционное тестирование IQ не позволяет полностью и точно определить способности человека. Он предложил восемь различных типов интеллекта, основанных на навыках и умениях, которые ценятся в различных культурах:
Телесно-кинестетический интеллект: способность контролировать движения тела и умело обращаться с предметами
Межличностный интеллект: способность обнаруживать настроения, мотивации и желания других людей и соответствующим образом реагировать на них.
Внутриличностный интеллект: способность осознавать себя и быть в гармонии с внутренними чувствами, ценностями, убеждениями и мыслительными процессами
Логико-математический интеллект: способность мыслить концептуально и абстрактно, а также различать логические или числовые закономерности
Музыкальный интеллект: способность воспроизводить и ценить ритм, высоту звука и тембр
Натуралистический интеллект: способность распознавать и классифицировать животных, растения и другие объекты в природе
Вербально-лингвистический интеллект: Хорошо развитые вербальные навыки и чувствительность к звукам, значениям и ритмам слов
Визуально-пространственный интеллект: способность мыслить образами и визуализировать точно и абстрактно
Триархический подход к разведке
Психолог Роберт Стернберг определил интеллект как "умственную деятельность, направленную на целенаправленную адаптацию, отбор и формирование реальной среды, имеющей отношение к жизни человека".
Хотя он согласился с Гарднером в том, что интеллект гораздо шире, чем просто одна общая способность, он предположил, что некоторые из типов интеллекта Гарднера лучше рассматривать как индивидуальные таланты. Стернберг предложил концепцию "успешной разведки", которая включает в себя три фактора:
- Аналитический интеллект: способность оценивать информацию и решать проблемы
- Творческий интеллект: способность выдвигать новые идеи
- Практический интеллект: способность адаптироваться к изменяющейся среде
Другие виды интеллекта
Конечно, существует множество других теорий о типах интеллекта, которыми обладают люди.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (иногда называемый EQ) относится к способности человека регулировать эмоции и использовать их для общения с другими людьми. Признаки эмоционального интеллекта включают сильное самосознание, сопереживание, принятие перемен и управление эмоциями в трудных ситуациях.
Тестирование интеллекта (IQ)
Усилия по количественной оценке интеллекта значительно продвинулись вперед, когда немецкий психолог Уильям Стерн впервые ввел термин "коэффициент интеллекта" (IQ) в начале 20-го века.
Психолог Альфред Бине разработал самые первые тесты на интеллект, чтобы помочь французскому правительству выявить школьников, нуждающихся в дополнительной академической помощи.
Бине был первым, кто ввел понятие умственного возраста: набор способностей, которыми обладают дети определенного возраста.
С тех пор тестирование интеллекта стало широко используемым инструментом, который привел ко многим другим тестам навыков и склонностей.
Однако тестирование IQ продолжает вызывать споры о его использовании, культурных предубеждениях, влиянии на интеллект и даже о том, как мы определяем интеллект.
Как психологи и психиатры измеряют интеллект
Эксперты используют множество стандартизированных тестов для измерения интеллекта. Некоторые из них представляют собой тесты на профпригодность, проводимые в групповой обстановке. Другие - это тесты на IQ, проводимые отдельным людям.
Средние баллы по тесту IQ составляют около 100. Большинство детей с ограниченными интеллектуальными возможностями набирают от 55 до 70 баллов. Тяжелая инвалидность обычно соответствует еще более низким показателям.
Ниже приведена краткая история тестов IQ по мере их разработки:
Шкала интеллекта Бине-Саймона: Это был первый в истории тест на IQ, разработанный в 1905 году Альфредом Бине и Теодором Саймоном.
Тест Стэнфорда-Бине на IQ: Это была адаптация теста Бине-Саймона психологом Льюисом Терманом. Баллы основаны на умственном возрасте человека, деленном на его хронологический возраст (умственный возраст/хронологический возраст х 100).
Шкала интеллекта взрослых Векслера (WAIS): Это был первый тест на интеллект для взрослых, разработанный Дэвидом Векслером в 1939 году. Он был первым, кто использовал стандартизированное нормальное распределение при подсчете очков, и широко используется сегодня. Он делится на вербальные показатели и показатели эффективности. Как и большинство современных тестов, он оценивается по колоколообразной кривой.
Другие тесты, которые психологи и психиатры используют сегодня, включают тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, систему оценки Кауфмана для детей, систему когнитивной оценки и шкалу дифференциальных способностей.
Вопросы о тестировании IQ
Изучение человеческого разума сложно отчасти потому, что наиболее важным инструментом в этой работе является тот же самый предмет.
Как люди, исследователи используют не только свои знания и опыт, но и свои предубеждения, культурное происхождение и убеждения; как и все научные эксперты, они должны бороться со своей человечностью, чтобы стремиться к объективности.
Кроме того, существует явная сложность человеческого разума и трудности в измерении признака, который имеет так много противоречивых определений и нюансов. Единого стандарта интеллекта или его количественной оценки пока не существует.
Поэтому неудивительно, что важные вопросы об интеллекте и тестировании IQ остаются без ответа, по крайней мере частично. Некоторые из них включают:
- Являются ли тесты на интеллект предвзятыми?
- Является ли интеллект единственной способностью или он включает в себя множество навыков и умений?
- Передается ли интеллект по наследству или окружающая среда играет большую роль?
- Что предсказывают показатели интеллекта, если вообще что-то предсказывают?
Чтобы ответить на эти вопросы, психологи продолжают исследовать природу интеллекта, его влияние и результативность. Их текущие результаты находят отклик во всем обществе, от образования и на рабочем месте до медицинских и поведенческих диагностических и терапевтических подходов.