Бич современного жилища - отделочные и строительные материалы, которые частенько сделаны НЕПОНЯТНОКЕМ из НЕПОНЯТНОЧЕГО. Открываешь банку краски, на которой написано гордое "БИО", а оттуда несёт такой химозой, что глаза у понюхавшего становятся как у моего учителя труда, которому я в 5-м классе случайно врезал киянкой по пальцу (слова, сказанные им в мой адрес, адрес школы и где он всех нас видел я целомудренно опущу).
Мой знакомый построил специально для детей в деревне дом из сруба, обработал его дорогой натуральной морилкой и лаком. Всё только для того, чтобы дети, болеющие аллергией переходящей в астму, могли лето проводить на свежем воздухе подальше от города. Дети после первой же ночёвки в ЭКО-доме чуть не загремели в больничку - у них оказалась аллергия ещё и на лак.
Если даже у "дорогих" фирм случаются косяки, то про мелких производителей говорить не приходится: используется куча синтетики и химии. И новенький ремонт превращается в прямую дорогу к запущенной аллергии, слезам, соплям и астме.
Увы, такое случается не только у НАС в России, но и ТАМ. Поэтому спрос на краску, которая сделана не из отходов жизнедеятельности ЛУКОЙЛА, а настоящих природных компонентов просто неимоверный. В Швеции есть небольшой семейный заводик Свенсонов, который уже более 100 лет выпускает специальную "творожную" краску.
Заказов у этого заводика на 12 лет вперёд!
Это не удивительно, эко- и био- сегодня в фаворе, поэтому натюрлих-краска пришлась как нельзя кстати. Ценник на неё просто зашкаливает.
Важно другое, рецепт этой творожной краски оказался, во-первых, очень простым, его можно сделать буквально на коленке. А, во-вторых, "фамильный шведский" рецепт грамм в грамм (вернее фунт в фунт) совпадает с дореволюционной российской "казеиновой" краской. Которой раньше в России красили практически всё, начиная от потолков со стенами, и заканчивая детской мебелью.
Ларчик открылся просто, прадед главы фирмы жил в Финляндии во времена её нахождения в составе Российской империи. Накануне советской-финской войны он, как сегодня модно говорить, релоцировался в соседнюю Швецию. Да так там и остался. До 90-х годов заводик работал ни шатко ни валко, но на волне экологической повестки стал грести деньги чуть ли не лопатой.
Так что шведский рецепт = традиционный русский рецепт.
Ну а теперь сам рецепт приготовления творожной краски.
Но предупреждаю сразу: не ждите, что это будет аналог тиккурилы ценой в 3 копейки. Краска получается не совсем бюджетная, зато её компоненты есть везде, покупаются на раз - два. Если поискать, а не брать первое попавшееся, то сэкономить можно. Однако, в любом случае, её цена будет ниже, чем у заводских интерьерных красок.
Итак, нам понадобится:
- 1 л технической льняной олифы (льняного масла)
- 20 грамм уксуса
- 10 яиц
- 100 грамм каолиновой глины (тонкого мела)
- любой водорастворимый пигмент
- 100 грамм воды
Далее, как её готовить:
1. Отбираем силком у супруги 10 яиц. Даже если она встанет стеной перед холодильником, убедите, что всё ради детей и здоровья, всё в семью. Поверьте, согласится.
Вообще-то художники средневековья использовали исключительно желтки. Оно и понятно, тогда люди жили богатые, курятники были у каждого, насобирать желтков можно было в любых количествах. Однако со временем опытные маляры выяснили, что разницы между желтком и цельным яишком никакой нет!
2. Разбиваем, добавляем уксус и олифу, тщательно перемешиваем. Именно перемешиваем, а не взбиваем. Вместо олифы на техническом льняном масле, если вы мажор и денег куры не клюют, можно взять обычное льняное масло. Однако такая краска будет более жидкой и... космически дорогой.
Сегодня, на волне борьбы за ЗОЖ и правильное питание льняное масло из общедоступного продукта перешло в разряд роскоши. Скоро сравняется с чёрной икрой по цене.
3. В получившуюся смесь добавляем каолиновую глину или тонко истолчённый мел. Опять же, предельно важно всё тщательно перемешать, а не взбивать. Не надо идти на взлёт, лучше на маленьких оборотах, так сказать, без фанатизма. Нам же нужна краска, а не майонез Ряба-Провансаль-Мел.
4. Получившаяся жижа будет довольно слабо походить на краску. Она будет больше похоже на перемороженную сметану. Чтобы получилась краска нормальной консистенции, берётся нужный водорастворимый пигмент для окрашивания и разбавляется водой.
После чего получившийся жидкий пигмент добавляется в ёмкость с будущей краской и тщательно перемешивается. На выходе получается довольно густая ЖИЖА, очень похожая на вододисперсионную или акриловую краску.
Скажу честно, я не знаю как это получается, просто мешаешь, мешаешь, как в садике кашку-малашку и БАЦ! перед тобой в ведре 1,5 литра качественной, вкусно пахнущей краски, похожей на греческий йогурт.
Можно дать краске немного настояться лет так 500-600 и продать её как краску великого Леонардо или Боттичелли... шутка, 15 минут вполне достаточно.
У краски есть всего лишь два недостатка:
1) она не любит гибких поверхностей. То есть её следует наносить исключительно на стены или потолок. Во всех остальных случаях она будет трескаться - всё же это не латекс.
2) Так как краска природная, масло&яйцо - её с удовольствием грызут - детишки и мышки. И если детям от неё не будет ничего, то мышки в погоне за "бесплатным хавчиком" сгрызают все углы только шум стоит. Поэтому кошка, капканы или клей - обязательны к применению в своём доме.
Стены, окрашенные этой краской, приобретают интересную фактуру, эдакую бархатисто-велюровость. Касаться их очень приятно.