Многие считают французский сатирический еженедельник Charlie Hebdo весьма одиозным - и так это во многих отношениях и есть. Однако мало кто знает, что он, помимо злых и почти всегда несмешных карикатур, постоянно публикует серьёзные статьи на животрепещущие темы - как и его карикатуры.
Одну из таких редакционных статей из свежего номера еженедельника я предлагаю вашему вниманию в своём переводе.
Мы бы хотели поговорить с вами о другом. Мы бы хотели рассказать вам об Олимпийских играх 2024 года, подорожании макарон, уменьшении численности розовых фламинго, полуфинале Лиги чемпионов или паломничестве католиков-фундаменталистов в Шартр. Мы почти стесняемся говорить об этом, потому что нам часто говорят, что Еженедельный Шарль должен изменить свой образ, говоря о чем-то другом. Что-то, кроме исламизма. Так что извините нас, но мы взяли интервью у Хьюго Мишерона о его последней книге La Colère et l'Obli, («Гнев и забвение»), посвящённой этой теме. Откуда берется джихадизм и, прежде всего, в каком направлении он хочет нас вести? Этот вопрос мы в Еженедельном Шарле часто задавали себе с 1990-х годов, на следующий день после 7 января 2015 года, и задаём до сих пор.
Сюрреалистичность «Гнева и забвения» состоит в том, чтобы осознать, что джихадизм — называйте его «исламизмом», «фундаментализмом», «салафизмом», если хотите, — имеет целью… завоевание мира! Он настолько огромен, что едва ли осмеливается написать эти слова из боязни показаться параноиком. Но приятно повернуть проблему во всех отношениях, но в этом все дело. И в этом мире, который предстоит завоевать, наши демократии оказываются на пути этой идеологии. Наши бедные демократии вообще ни о чем, маленькие козлы, которые более двух столетий хотели пукнуть выше своих задниц со своими прекрасными ценностями свободы выражения мнений, совести, религиозной свободы или свободного обращения товаров и людей. Что противопоставляют эти прекрасные принципы политико-религиозной доктрине, работающей на всеобщий социальный проект, который будет направлять всех людей на земле от их рождения до смерти? Что бы вы ни думали, это настоящий социальный проект. И он привлекает всё больше людей, поскольку наша демократическая политическая система продолжает подвергаться критике и подвергаться сомнению «да» или «нет».
Таким образом, джихадизм не ограничивается несколькими тысячами возбужденных бородатых мужчин, вооруженных автоматами Калашникова, которые убивают и перерезают глотки тем, кто сопротивляется им в Сирии или Европе. Джихадизм – это прежде всего политический проект, разработанный настоящими интеллектуалами, которые годами внимательно наблюдали за слабыми местами наших демократий и точно знали, в какие щели нужно забиваться, чтобы их сломать. Читая эти страницы, мы понимаем, что такие понятия, как «исламофобия» или «антимусульманский расизм», уже десятилетиями используются лидерами джихадистов в Европе, и что они блестяще достигли своей цели, вложив, если не сказать заразив, общественное обсуждение в наших странах.
Самоуспокоенность интеллектуального мира
Единственный нюанс, отличающий все течения исламизма, джихадизма или салафизма, это стратегия. Стратегия, напоминающая о других идеологиях прошлого. Как и марксизм в 20-м веке, должен ли джихадизм принять троцкистскую стратегию распространения своих идей по всему миру, создавая очаги партизанской войны, как Че Гевара, который хотел поджечь Боливию в Южной Америке или Конго в Африке? Джихадист иногда выглядит как партизан 21-го века, что, кажется, очаровывает часть нынешних левых, всегда ищущих то, что может разрушить капиталистическую социал-демократию. Или он должен довольствоваться консолидацией идеологии в своей исторической сфере влияния, а именно в арабо-мусульманском мире, каким он был на протяжении столетий, как советский блок находился в пределах, определенных Второй мировой войной?
Одно можно сказать наверняка: демократии еще не покончили с джихадизмом, который угрожает им гораздо больше своими идеями, своими догмами, своими коммуникационными стратегиями, чем своими бомбами и пулями Калашникова. Реакция военных или полиции уже достигла своего предела. Ответ в борьбе с этой идеологией может быть только интеллектуальным, культурным, умственным. Но чего нам ожидать с этой стороны, когда мы видим состояние распада и самоуспокоенности интеллектуального мира? Не говоря уже о том, что вдобавок к этим вопросам мы должны собрать в своих маленьких головках те головокружительные идеи о глобальном потеплении, которое угрожает всей земле, или об искусственном интеллекте, бросающем вызов человеческому духу.
Мы действительно хотели бы поговорить с вами о чем-то другом. Честно-пречестно.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Оригинал.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)