Найти тему

Когда очень хочется, чтобы соседи сдохли от зависти...Советские карикатуры. "Крокодил", 1968/81 годы.

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. В том, что люди хотят жить хорошо, обеспеченно, или, хотя бы, не хуже своих соседей, нет ничего зазорного. Каждый взрослый человек желает, чтобы его дом был «полной чашей», и это нормально. Ненормально, когда удовлетворение этого желания становится для человека основным жизненным интересом и чуть ли не единственной целью его существования. По крайней мере, в советские времена, когда поощрялось стремление людей к накоплению ценностей духовных, а не материальных, правильной считалась именно эта точка зрения. А для описания образа жизни тех советских граждан, которые её не поддерживали и ставили материальную составляющую своего бытия выше духовной, в те времена были придуманы такие негативные термины, как вещизм, мещанство и страсть к накопительству. Ну а для советских художников-сатириков такие граждане были, если можно так сказать, законной добычей и очень популярными персонажами карикатур, некоторые из которых я и выбрал для сегодняшней подборки. Смотрим))

Первая карикатура как раз по поводу негласного соревнования между соседями на стезе украшения интерьера квартиры дорогими и дефицитными предметами домашней обстановки. Вполне возможно, что Сидоровы, про которых злорадно вспоминает хозяйка дома, люди духовные и рояль они используют по назначению, однако мне, почему-то, кажется, что играют они на нем примерно так же, как эта семейная чета ездит на своём автомобиле:

Художник Анатолий Цветков, "Крокодил" №11, 1968
Художник Анатолий Цветков, "Крокодил" №11, 1968

- Теперь Сидоровы со своим роялем от зависти сдохнут.

Кем работали мужья этих конкурирующих в плане уровня жизни дамочек, можно только догадываться, но подозреваю, что это либо видные представители партноменклатуры, либо не последние люди в сфере торговли или бытовых услуг. Примечательно, что в ассортименте их "богатств" присутствует антиквариат и предметы живописи, но это лишь потому, что у "богатых" по тем временам людей подчеркивать, что живут они "не хлебом единым", было модно:

Художники Константин Невлер и Михаил Ушац, "Крокодил" №11, 1979
Художники Константин Невлер и Михаил Ушац, "Крокодил" №11, 1979

Кто кого?

Ещё один "камушек" от советских карикатуристов в огород тех, кто вкладывал в те времена "нажитые непосильным трудом" деньги в антиквариат и живопись. Просто потому, что это было модно, престижно и дорого:

Художник Лев Самойлов, "Крокодил" №19, 1981
Художник Лев Самойлов, "Крокодил" №19, 1981

- И это музей? Да вы у меня дома не были!

А эта карикатура как раз про то, что у людей, подверженных в те времена страсти к накопительству и горячему желанию жить лучше, чем соседи, другие жизненные интересы отодвигались, как говорится, на второй план:

Художник Гарри Йорш, "Крокодил" №17, 1981
Художник Гарри Йорш, "Крокодил" №17, 1981

- Вот пришлось ему выделить уголок для игры, сама видишь: больше негде.

По поводу следующей карикатуры мне вспоминается эпизод из личной жизни, когда в 70-х соседка по двору, прикупив современный по тем временам мебельный гарнитур и обмыв с мужем его приобретение, вышла на балкон с криками: "Люди! Я богатая, у меня вся мебель полированная!". Ей для "богатства" хватило всего лишь гарнитура, так как критерии обеспеченной жизни она имела чёткие. Ну а что бывает, когда таких критериев нет, показано на рисунке:

Художник Николай Белевцев,
Художник Николай Белевцев,

- Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что!

Смех смехом, но таких "книголюбов", имевших дома целые стеллажи книг исключительно в качестве модных элементов интерьера, в те времена было едва ли не больше чем тех, кто эти книги действительно читал. Подразумевалось, что если у человека все стены в квартире заставлены книгами, то не оказаться интеллектуалом он просто не может:

Художник Святослав Спасский, "Крокодил" №33, 1981
Художник Святослав Спасский, "Крокодил" №33, 1981

- Хорошая книга. Только чуть-чуть в полку не входит.

Ну и последняя в сегодняшней короткой подборке карикатура, которая, собственно, и объясняет, почему советские карикатуристы так неодобрительно относились к вещизму и страсти к накопительству:

Художник Юрий Фёдоров, "Крокодил" №14, 1968
Художник Юрий Фёдоров, "Крокодил" №14, 1968

- Странно: всего полно, а на душе пусто...

На сегодня всё)) Здоровья вам и хорошего настроения))