Найти тему

Из хроники репрессий: 30 мая

Оглавление

1920. Май, 30

Александр Алексеевич Грацианов
Александр Алексеевич Грацианов

Чрезвычайным революционным трибуналом Си­бири приговорен к пожизненному заключению с применени­ем принудительных работ Александр Алексеевич Грацианов (18651931), общественный и политический деятель, врач, томский городской голова в августе – декабре 1919 года.

Во время печальных событий в Томске в 1905 году из-за нарушения негласного указания сокрытия причин смерти убитых и сожженных людей в здании Управления Сибирской железной дороги (ныне главный корпус ТАСУРа) Александр Алексеевич был уволен без объяснения причин и выслан за пределы Губернаторства «по политической неблагонадежности» без права занимать правительственные и общественные должности.

Однако уже в 1910 году он избран председателем Ревизионной Комиссии Томской Городской Думы, а в 1912 году был ее членом. В 19161917 годах А.А. Грацианов занимал должность заведующего Санитарным бюро Томской Городской Управы, в 19171918 представлял Западную Сибирь в Центральном врачебно-санитарном совете в Петрограде. 28 августа 1919 был избран томским городским головой Томска и исполнял эту должность до начала декабря, когда покинул Томск при наступлении Красной армии.

С 1 июля 1918 Грацианов заведовал здравоохранением Сибири в правительстве Колчака. 31 марта 1919 из-за возникших разногласий с Верховным Правителем Сибири добровольно порвал с белыми. Тем не менее, в декабре 1919 за службу у Колчака был арестован и 30 мая 1920 приговорен к пожизненному заключению. 12 января 1923 года по ходатайству Сибревкома за огромную работу по ликвидации эпидемий тифа, холеры и малярии в Сибири А.А. Грацианов был освобожден.

В 1924 он работал санитарным врачом Сочинского курортного управления. 13 июня 1927 по ложному доносу был повторно арестован и выслан на три года в Шадринск, где практически до самой смерти (9 марта 1931 года) работал заведующим санитарно-эпидемиологическим подотделом здравоохранения Шадринского исполкома.

16 октября 1991 года дело в отношении А.А. Грацианова было пересмотрено органами УКГБ по Краснодарскому краю, он был полностью реабилитирован и восстановлен в гражданских правах.

-2

Думаю, даже тем томичам, кто не знает ничего об этом человеке, очень хорошо знакомо здание по улице Белинского 72 Дом Грацианова. Его фотографии и рисунки входят во все книги о деревянной архитектуре Томска. Здание отреставрировано в 2009 году и сейчас используется как Дом приема гостей администрации области, в нем проводятся различные мероприятия, форумы, встречают гостей города, фотографируются... Но администратор «Дома приема гостей» считает, что дух бывших хозяев и сейчас присутствует в этом доме.

В очерке, написанном Вячеславом Новицким в 1997 году о судьбе Александра Алексеевича Грацианова, повествование тоже построено вокруг этого дома-усадьбы. Вячеслав Викторович был хорошо знаком с сыном А.А. Грацианова профессором Сибирского медицинского университета Дмитрием Александровичем Грациановым, его рассказы дополнили историю.

-4

Этот удивительно красивый дом с мезонином по улице Белинского, 72 после ареста хозяина в 1919 году вместе с мебелью и богатейшей библиотекой был «муниципализирован» новой властью. Долгие годы здесь находился детский дом, сейчас гинекологическая клиника...

Сто лет назад этого дома вообще не было, его построил для себя в начале века выпускник медицинского факультета Томского университета санитарный врач Александр Алексеевич Грацианов. Здесь появился на свет и единственный законный его наследник, известный многим томичам профессор Сибирского медицинского университета Дмитрий Александрович Грацианов. Мы сидим в его крошечной для семьи из пяти человек «хрущовке» и рассматриваем старые фотографии... Многое стерлось в памяти, многое сохранилось...

Увы, биография врача А.А. Грацианова настолько трагична, настолько и типична для многих славных представителей российской интеллигенции.

Александр Алексеевич Грацианов родился 30 ноября 1865 года в селе Выездное Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Его отец, деревенский псаломщик, отдал все свои деньги, чтобы дать своим одиннадцати (!) детям высшее образование. Александр Алексеевич поступил в университет, уже окончив духовную семинарию. Суровое, но правильное крестьянское воспитание и мудрость библейских истин во много определили образ жизни хозяина дома с мезонином...

... Первый раз его арестовали по дороге в командировку в город Иркутск на станции Иннокентьевская. Первое, что он успел передать жене: «Скажи сыну, чтобы он не ожесточался».

Вскоре Александр Алексеевич узнал и об экспроприации дома. К этой вести он отнесся достаточно спокойно. Просил только, чтобы оставили семье что-нибудь из мебели и сохранили его библиотеку. Но власти забрали все, и «дом, оставленный врачом Грациановым» (именно так, с плохо скрытой издевкой, было указано в одной из казенных бумаг) со всем имуществом был «муниципализирован».

А.А. Грацианов в своем кабинете. Фото без указания года.
А.А. Грацианов в своем кабинете. Фото без указания года.

Так дом Городского Головы остался без своего законного хозяина, в котором ему было тепло и уютно после десяти двенадцати часов ежедневной тяжелейшей работы с больными, заседаний в Думе. Домой А.А. Грацианов возвращался очень поздно, дремля от усталости, облокотившись на неизменную докторскую трость в своей пролетке.

Тогда каждый практикующий врач имел своего кучера и лошадь с пролеткой. Еще в каждом таком доме должна была жить кухарка. Была она и в доме Грациановых... Однако продержалась очень недолго, ушла, как сейчас принято говорить, по собственному желанию. Высококвалифицированный повар, она не могла ежедневно готовить щи и гречневую кашу, а именно это требовал хозяин, теряла квалификацию. Пришлось заниматься этим жене Александра Алексеевича Августе Казимировне, урожденной Пивиной, одной из очень немногих женщин, закончивших медицинский факультет Томского университета, да еще с золотой медалью.

В доме Грациановых всегда жили приживальцы, как правило, излеченные доктором больные, не имевшие ни средств, ни родных, чтобы куда-то уйти. Таких пациентов врач Грацианов лечил бесплатно и всячески помогал им.

В семье Александра Алексеевича часто бывали гости, в основном, врачи, его коллеги. Сюда заходили известный в городе практикующий врач Г.Е. Сибирцев, чье имя носит забытая Богом и властями детская инфекционная больница, и один из создателей санитарной службы города К.М. Гречищев.

Александр Алексеевич обладал прекрасным тенором и любил петь русские народные песни и романсы. Он хорошо знал классическую музыку, любил поэзию. В его домашней библиотеке, наряду с большим собранием медицинской литературы, стояли собрания сочинений Байрона и Метерлинка, Шекспира и Бунина, Шиллера и Гете. Он очень любил поэзию Некрасова, читал его наизусть... Чтил Достоевского, но особенно ценил Льва Толстого. Это был самый любимый его писатель.

Александр Алексеевич, как и многие тогда, с трудом принял революцию. Воспитанный в крестьянской семье, он был твердо убежден в том, что лозунг большевиков о социальном равенстве утопичен. С другой стороны, врач А.А. Грацианов всегда симпатизировал революционерам. Более того, мало кто знает, что в свое время в подвале флигеля его дом, на месте которого сейчас стоит круглый «профессорский» дом, работала типография С.М. Кирова. Александр Алексеевич прекрасно об этом знал и для конспирации поселил прямо над типографией ничего не подозревавшего жандарма. Революционеры все хорошо продумали, даже сигнализацию, срабатывающую при открытии двери в подвал и тотчас останавливающую печатный станок... И работала бы эта типография еще..., если бы однажды, придя домой навеселе, грузный жандарм, притопнув по полу сапогом, не провалился в подвал прямо на голову оторопевших от неожиданности подпольщиков... Такой вот получился конфуз, принесший много неприятностей хозяину дома ...

-6

Источники и литература:

-7

1925. Май, 30

-8

На закрытом заседании бюро Нарымского укома ВКП(б) указывалось о влиянии ссыльных на коммунистов и комсомольцев в Чаинском районе. Отмечалось, что «самый вредный элемент доктор Зинченко. Дает читать членам КСМ и РКП книги из своей библиотеки «про Тарзанов, Нат. Пинкертонов и т.п.» и последние, читая их запоем, забывают про нашу литературу…».

[ЦДНИ ТО. Ф.1. Оп.1. Д.656. Л.55-56; 1925-1929 гг. Народ и власть. С.41-42]

-9

1930. Май, 30

Арестован в Томске Анатолий Павлович Дорошенко (1898-1938), ссыльный, уроженец Шлисельбурга, член ВКП(б) в 1923-1927, слесарь завода «Красный гвоздильщик».

Первый раз Анатолий Дорошенко был арестован в Ленинграде 25 января 1929. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 15 апреля 1929 осужден за антисоветскую агитацию и пропаганду на 3 года высылки. Отбывал наказание в Томске.

30 мая 1930 арестован в Томске, предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации. В сентябре осужден на три года концлагеря и высылку. Отбывал наказание в Ухтпечлаге, затем был выслан в Минусинск.

Вновь арестован 5 марта 1936. Особым совещанием при НКВД СССР 10 июля 1936 осужден на 5 лет ИТЛ. Отбывал наказание в Ухтпечлаге.

27 декабря 1937 Тройкой УНКВД Архангельской области приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян на Руднике (Воркута) 1 марта 1938.

Полностью реабилитирован в январе 1993.

-10

Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.

Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.