Я стараюсь много путешествовать. Кроме того, я много слушаю разной музыки. Одно с другим зачастую отлично сочетается, особенно в дороге. В процессе перемещения из точки А в точку Б особо делать нечего (читать не получается – общий технический фон и людской гомон не дают сосредоточится) и музыка в этом случае становиться отличным подспорьем для заполнения смыслового пространства. И вот в очередной свой большой заезд я задумался, что этой тонкой теме – саундтрека моих странствий – стоит уделить отдельное внимание.
Однако ж развивать тему того, какая музыка наиболее классно подходит для каких видов транспорта, на каких расстояниях какие мелодии стоит заводить и в каких направлениях каким грувом себя стоит тешить я не буду категорически. Конкретно в этом смысле всё дело вкуса и даже у меня самого оно крайне часто получается по-разному – то путешествуя на авто я буду настаивать на том, чтоб срочно врубили Motorhead, а то и ещё чего совсем неритмичного. Здесь я хотел бы поделиться (как и заявлено в заглавии) именно удивительными мелодиями, которые в мою путевую жизнь проникли удивительными образами и теперь постоянно будоражат мою душу, когда я погружаюсь в тот или иной вид транспорта.
Пётр Лещенко – мой личный Лемми Килмистер
Начну с самого начала, а точнее с участия в мощном автопробеге на запорожце моего дяди. Случился он в те времена, когда было мне от роду всего пять годиков. Расстояние преодолевалось по тому моменту для меня нешуточное – от города Орла до города Болхова, то есть где-то 60 километров пригородной дороги с бескрайними полями по обе стороны. А дядя у меня, скажу я вам, никогда особым музыкальным эстетом не был. Главным его музыкальным рационом был Владимир Высоцкий (причём тот самый ранний с лютым блятняком), Вилли Токарев, Аркадий Северный и (внезапно!) Пётр Лещенко. То есть люто запрещённый к официальному обращению материал. Откуда у простого станочника с советского автозавода, делающего эти самые запорожцы, были соответствующие записи, да ещё и на кассетах – бог весть. Но они были. И по старой доброй традиции одна из таких вот записей застряла в автомагнитоле, то был Пётр Лещенко с его «Самоваром», «Чубчиком», «Марусечкой» и «Бубликачками». Поэтому как по пути туда (Болхов), так и на обратной дороге (Орел) мы всем составом (пять взрослых и двое детей) слушали эту дивную прелесть на репите. С тех пор прошло уж много лет, но вот как возникает у меня на горизонте перспектива дальнего переезда, так начинает у меня в голове звучать то самое незабвенное про «у самовара я и моя Маша …». Да и потом, когда уже мчит меня автомобиль в даль светлую раз в полчаса обязательно вспомниться кучерявый чубчик на ветру.
Если плохо в автобусе, приму Плацебо
На заре своего пути к трудовому подвигу имел я честь вкалывать в местах, удалённых от мест моего непосредственно проживания. Сие обстоятельство накладывало на меня обязательства регулярно совершать небольшое путешествие на пригородном рейсовом автобусе из центра города Орла в его предместья. Ехать, собственно говоря, надо было лютым утром (в 6:00) в забитом до отказа старом пазике. Но то был в своём роде праздник и одно из немногих ярких пятен моего тогдашнего трудового дня. А дело всё было в том, что за рулём этой шайтан машины был такой мощный молчаливый и угрюмый малый (натурально, когда я его увидел впервые у меня в памяти всплыло «Никита Кожемяка»), настоящий русский природный богатырь, который по своим музыкальным пристрастиям совершенно не соответствовал своему образу. Казалось бы, звучать у него в салоне должно было бы Русское Радио или Радио Шансон, но нет. Крутил он всегда и постоянно две кассеты – либо «Lust For The Life» Игги Попа, либо первый альбом группы Пласибо. Как-то раз один дядя попытался ему предъявить, что-то типа «выключи ты это собачий лай», на что тот на него так добро исподлобья посмотрел, что дядя явно решил не обострять. И это всё под Пласибо. В общем это всё на меня произвело такое яркое впечатление, что по сию пору, как только захожу я в автобус дальнего и не очень следования, так сразу у меня в голове начинается гитарный забой от Брайана Молко и мой внутренний голос его же тембром поёт мне про 36 градусов.
Мир продаётся, кто … в поезде в это время не заснёт?!
Казалось бы, всё линейно и логично. Megadeth – такой хороший линейный трэш-металл и что ж как не их творчество должно быть годным саундтреком для путешествий поездом. Но не всё так просто. Во-первых, я хоть и фанат путешествий именно этим видом транспорта, но оно для меня одновременно и определённый стресс. Вся романтика железной дороги с её неповторимыми звуками, запахами, людской деловитой суетой пробуждает во мне определённые тонкие душевные вибрации. Однако ж в поезде меня мучает бессонница. Сами понимаете какого это мне, если ехать приходиться более десяти часов.
Ну так вот ещё будучи подростком взял я с собой в дорогу кассету с первым альбомом Megadeth, который я до того момента ни разу не слушал. Решил, так сказать, совместить годный саундтрек с убойной реальностью. И что ж?! Меня вырубило где-то в середине первой песни. Естественно я пробовал повторить прослушивание и на обратном пути – тот же результат. Потом практически ежегодно я делал подходы к этому творению. Всё заканчивалось точно так же, как и в первый раз. Поэтому главный хит группы для меня был каким-то иллюзорным призраком – не во сне я его услышал только тогда, когда таки послушал этот шедевр от трэш-металла вне поезда. Зато теперь как в поезд, так вот этот самый знаменитый басовый ход начинает отбивать у меня в голове первые доли … вот только чудное снотворное действие этого альбома, к моему огромному разочарованию, куда-то ушло.
Летайте качелями аэрофлота …
А здесь как раз всё просто. Когда у меня впервые возникла необходимость лететь самолётом, то … был я уже не маленьким мальчиком, а взрослым дядей и с нормальным таким предустановленным страхом к полётам. Поэтому что делают взрослые дяди перед посадкой на самолёт, когда бояться летать?! Правильно! Выпивают хорошую порцию. Я так и сделал. И не раз. А когда я так делаю, то у меня в голове начинает играть Егор Летов. Вот этот самый трек про «Летели качели» у меня тогда и заиграли. Ну вот на какой нормальный полёт это всё может настроить? И тем не менее оно мне помогло – с того самого первого раза я не боюсь никаких полётов и даже наоборот. Но вот каждый раз, когда иду к трапу, то истошный голос Летова мне напоминает про «скок на землю», но почему-то именно это тот самый природный страх гонит прочь.
Придуманные воспоминания о прогулках по воде
Путешествовать на дальняк водным транспортом мне ещё не приходилось ни разу. А вот все близкие расстояния были в основном прогулочными маршрутами. Никаких толковых ассоциаций и удивительных историй у меня на тему этого вида транспорта у меня нет. Разве что воспоминания из девства – каждый раз, когда я садился на прогулочный кораблик где-то рядом всё время пел Валерий Леонтьев. Я вот даже не вспомню что именно играло, но отчётливо помню того самого фанкового и джаз-рокового Валерия из 80-ых. При этом было и в моём родном городе, и в южных городах, и в северной столице, и на Волге … конечно же этого могло и не быть на самом деле, но такое стоило бы и придумать. Тем более, что и сейчас, когда я приближаюсь к пристани, у меня где-то там внутри наигрывает что-то неуловимое из репертуара молодого Леонтьева с одной из самых любимых пластинок детства.
В общем и целом, на этом по заданной теме у меня всё. Вот только интересно было бы узнать, есть ли у вас подобные удивительные музыкальные ассоциации с путешествиями и переездами. У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.