На протяжении столетий бортничество было одним из самых распространённых промыслов русских крестьян, надёжно обеспечивая их продуктами жизнедеятельности пчёл и в первую очередь - мёдом, но время шло, человек всё более активно осваивал окружающий мир, а дикие пчёлы уходили от такого соседства всё дальше и дальше и наступил момент, когда бортничество стало вместо дохода приносить одни убытки и чтобы не остаться без мёда и воска, русскому крестьянину пришлось идти на приручение пчёл и разведение их на пасеках.
Согласно историческим источникам, первые попытки приручения пчёл на Руси были предприняты в Х веке, когда бортники решили облегчить себе работу, делая в стволах деревьев искусственные дупла для пчёл, но подобное приручение немногим отличалось от собирательства, медоносные пчёлы по-прежнему оставались дикими и сведение лесов заставляло их сниматься с места и улетать в дикие места, которых становилось всё меньше и меньше, но тем не менее бортевое пчеловодство продержалось до XVII века, когда в европейской части России не осталось нетронутых человеком мест и медоносные пчёлы перебрались поближе к человеческому жилью, в специально сделанные для них колоды.
Хотя колоды для пчёл и находились рядом с человеческим жилищем под постоянным присмотром, разведение пчёл в них являлось последней попыткой содержать медоносных пчёл в их естественной среде обитания. Пчелиная колода представляет собой выдолбленную изнутри деревянную чурку, в которую заселялась пчелиная семья и оставалась там на всё лето без малейшего вмешательства человека, являясь своего рода необслуживаемым ульем. Главным плюсом колоды, помимо отсутствия обременительного контроля со стороны пасечника, являются вольготные условия для пчёл, дающих очень вкусный мёд в небольшом количестве, но учитывая простоту и массовость колодного пчеловодства он не был чем-то фатальным, мёда и воска на Руси с лихвой хватало на всех.
С небольшим количеством получаемых продуктов колодного пчеловодства на Руси мирились долго, но с началом промышленной революции в конце XVIII века нужда в них резко возросла, настало время новых технологий пчеловодства. В 1814 году русский пчеловод Пётр Прокопович изобрёл рамочный разборный улей, дававший в разы больше продуктов пчеловодства, чем колода и в результате ульевое пчеловодство почти вытеснило колодное, став его главной технологией.