Найти тему
Царьград

Выборы в Турции глазами России: "Друг Реджеп" или "шок без терапии"?

© ONUR DOGMAN /KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBALLOOKPRESS
© ONUR DOGMAN /KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBALLOOKPRESS

В Турции второй тур президентских выборов. Соперников за кресло главы государства два — действующий лидер "друг Реджеп" Эрдоган и кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу — ярый противник России. Политические эксперты уверены, что если к власти придёт последний, то для многих отраслей турецкой экономики "это будет шок без терапии". И один из мощных ударов придётся по России. Эрдоган же для Москвы более понятен и выгоден.

28 мая наступило и в Турции второй этап выборов президента республики. У действующего лидера страны Реджепа Тайипа Эрдогана уже одержана весомая победа в местном парламенте — большинство у его сторонников. Осталось поставить финальную точку.

Но и противник у Эрдогана серьёзный: кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу — ярый противник России. В первом туре он отстал от Эрдогана на 4,5%.

Турецкий майдан будет?

А пока Турция выбирает президента, Россия держит кулачки.

Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин полагает, что "если не будет каких-то форс-мажоров, должен победить "друг Реджеп":

Предвыборные расклады плюс большая часть социологии в его пользу. По сравнению с первым туром его позиции укрепились. Главная интрига тут скорее в том, пойдет ли оппозиция с подачи Запада на уличный сценарий, чтобы наказать Эрдогана за его "многовекторность".

Политолог, востоковед Руслан Сафаров в беседе с "Царьградом" сейчас всё-таки убрал бы риски какой-то майданной классической истории.

Да, в Турции общество к выборам традиционно очень сильно накаляется, но потом это всё дело сходит обычно на нет. Могут какие-то манифестации проходить, но чтобы была попытка уже гражданского переворота, я бы сейчас оценил это как низкую вероятность, - пояснил тюрколог. - Всё-таки важно, что 88 процентов пришло на выборы. Они прошли достаточно открыто и чисто. Поэтому будем надеяться, до такого сценария там всё-таки не дойдёт.

"Тёмная лошадка" в стане врага

Про Эрдогана всё более или менее понятно — пусть для России он и "друг Реджеп", но с ним всегда приходится оглядываться. Однако и уважать его стоит уже за то, что действует он в интересах своей страны, а не пляшет под дудку коллективного Запада или под американское соло.

А вот его соперник по выборам по сути пока остаётся "тёмной лошадкой", но явно русофобской. Кылычдароглу уже заявил в эфире YouTube-канала Babala TV, что против хороших отношений с Москвой выступать не намерен, но не во всех сферах. Он не против взаимодействия Турции и России в нефтехимической и алюминиевой промышленности. Но не в сфере энергетики.

Например, он категорически против создания газового хаба в республике. По его словам, сейчас Турция зависит от России в энергетической сфере на 30-40%. Если хаб будет создан, то будет зависеть уже вдвое сильнее — на 70-80%.

"Шок без терапии"

Директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ Елена Панина, комментируя выборы президента Турции, отметила, что "это будет выбор судьбы 83,3 млн человек, жизнь которых в случае победы Кылычдароглу изменится, как он сам говорит, на 180 градусов".

Что это будут за перемены? Вхождение в ЕС заставит Турцию подчиняться бюрократии Брюсселя. Для многих отраслей турецкой экономики это будет шок без терапии и, как следствие, резкое снижение уровня жизни людей. Основными отраслями Турции являются сельское хозяйство, промышленность (лёгкая, пищевая, химическая, автомобильная, электроника), энергетика, туризм, торговля и сфера услуг. Если в Турции победят сторонники евроинтеграции, здесь всё поменяется.

Стандарты ЕС уничтожат турецкого сельхозпроизводителя в его нынешнем виде и навяжут свои правила. Придётся выполнять нормы ЕС, созданные для того, чтобы задушить любого конкурента западноевропейским производителям — все эти требования по фитосанитарным нормам, пестицидам, калибровке овощей по форме и размерам и так далее.

Эксперт уверена, что в этом случае Турции уготована судьба Греции. В пример Панина приводит уровень сельского хозяйства Греции до вступления в ЕС, от которого после вступления осталось только 5%.

Турция пока ещё является мировым лидером по производству многих видов сельхозпродукции, занимая по ним от первого до десятого места. Сельское хозяйство даёт 9% ВВП и приносит около $4 млрд доходов по экспорту. Здесь занято 25% трудоспособного населения страны — 7,55 млн человек. В случае вступления в ЕС многие из этих людей пополнят ряды безработных,

- уверена эксперт.

Что касается России, то и тут всё будет не очень хорошо для Москвы в случает проигрыша Эрдогана.

Теперь — о присоединении к антироссийским санкциям, о чём заявлял Кылычдароглу, и сворачивании сотрудничества с Россией. Многие эксперты, в том числе и в РФ, заявляют, что Турции это экономически не выгодно. Но мы хорошо помним, какому давлению со стороны США подвергался Эрдоган, чтобы заставить Турцию присоединиться к антироссийским санкциям, - напомнила Панина. - Эрдоган устоял, прежде всего в силу своего характера. Вряд ли устоит более слабый Кылычдароглу. Тем более, что американцы никогда не берут в расчёт интересы народа той или иной страны. Европа — яркое тому подтверждение.

Но присоединение Турции к санкциям против России будет иметь катастрофические последствия для экономики республики: спад в отношениях с Москвой, влекущий волну банкротств, отмечает эксперт. Взяв курс на вхождение в ЕС, Турция не только утратит субъектность, но и превратится в очередную бедную провинцию Запада.

Тюрколог, политолог Владимир Аватков тоже отмечает, что "выборы выборами, однако тема турецкой экономики неизбежно станет ключевой для обсуждения при любой власти".

Известно, что турецкая экономика сегодня переживает не лучшие времена. Турецкая лира регулярно обновляет исторические показатели и стремится к 20 единицам за доллар. Более того, турецкий экономист Мурат Кубилай заявил, что Турцию ждет экономический крах и возвращение колониальной зависимости от МВФ при продолжении подобной экономической политики. Главным катализатором этого процесса может стать решение об отказе от повышения ключевой ставки, - поясняет ситуацию тюрколог. - Экономика Турции останется в непростом состоянии при любом победителе в президентской гонке. И именно это будет первым делом, за которое должен взяться новый глава страны.