Очень ошибаются те, кто считает, что настоящее искусство в наше время находится в кризисе. Огромное число художников опровергает это и заставляет поверить, что никакие модные веяния и разрушительные тенденции не сломят тех, кто продолжает делать то, что считает правильным.
Да, примеров убогости и бездарности, выдающих себя за искусство, полно, но не всё так плохо, как это может показаться при взгляде на астрономические суммы, которые платятся за «гениев» современности на многих мировых аукционах. Пусть вас это не смущает – законы торгашества давно уже властвуют и на рынке искусства, где однажды сделанное (обычно на скандалах) громкое имя есть бренд без всякого подтверждения таланта. Пусть их. Оставим торгашам и арт-дилерам зарабатывать деньги на раскрученных бездарях, а мы отправимся туда, где по-прежнему царит мир красоты. Он есть, этот мир, он живет и развивается наперекор всему. И это просто здорово!
Я неоднократно убеждался, что количество и качество современного изобразительного искусства (если оно, конечно, искусство, а не просто называет себя таковым) вовсе не снизилось, что оригинальных, легко узнаваемых художников, очень много.
Именно с такими настоящими мастерами своего дела я время от времени и знакомлю ценителей качественного изобразительного контента на своем блоге (предыдущие подобные публикации можно найти по ссылкам под этой статьей).
Сегодня я вновь продолжу начатое дело.
Для начала укажу автора картины на заставке (превью) этой статьи. Это глубоко мною уважаемый и почитаемый многими художник Майкл Паркес, о котором я уже рассказывал ранее. Представленная картина называется «Черная орхидея». Очень красивая и искусно выполненная работа. Впрочем, как и все картины этого известного незаурядного мастера.
А дальше я снова обращаюсь к творчеству одного из лучших современных испанских художников.
Алекс Алемани (1943 г.р.)
Художник получил очень хорошее образование в разных местах планеты, долго искал свой стиль и создал нечто притягательное. Своего рода сочетание реализма и фантазии, яви и сна, поэзии и реализма.
Я вообще считаю, что наличие многовековых традиций в Испании в области реалистического искусства и порождает неисчислимое количество художников в этой стране, многие из которых во многом не уступают своим великим предшественникам и продолжают развивать изобразительное искусство, наполняя его своими находками и не снижая при этом исполнительского мастерства. Алекс Алемани как раз из их числа.
Вот несколько его работ, доказывающих, что Веласкес, Сурбаран, Мурильо, Гойя и другие выдающиеся испанские художники могут гордиться своими коллегами-потомками.
А дальше работы одного из лучших в мире иллюстраторов фантастики, получившего за свои картины целых 15 премий Хьюго (это своего рода Оскар в этой области). Никто не смог даже приблизиться к такому результату.
Майкл Уиллан.
Родился художник в 1950 году и за свою долгую жизнь в искусстве создал колоссальное количество картин, иллюстрирующих фантастическую литературу. Его работы совершенны по технике, создают ощущение абсолютно реального мира, хотя мир этот и вымышленный. Но правдоподобие его картин таково, что заставляет поверить, что мир этот вполне может существовать.
«Лунная (Самая дальняя) песочница».
Картина «Лунная песочница» – это портрет дочери Майкла Уиллана в трехлетнем возрасте. Силой своего художественного таланта художник отправил ее лепить куличики из песка прямиком на Луну. Он с радостью поделился этим изображением с научными музеями по всему миру, чтобы помочь стимулировать интерес к освоению космоса. Сегодня это одна из самых популярных и узнаваемых работ художника.
«Стрелок: на пляже».
Картина «Стрелок: На пляже» - это иллюстрация Майкла Уиллана для первого романа цикла «Тёмная башня» Стивена Кинга (обратная сторона обложки книги). Герой романа Роланд сидит на берегу океана и грезит о Тёмной башне – конечной цели своих скитаний по мирозданию. Роланд надеется, что если он поднимется на вершину Тёмной башни, то сможет посмотреть, кто управляет Вселенной, и восстановить естественный порядок вещей.
«Зеркало ее мечты».
А теперь о другом современном художнике, чьи работы тоже очень интересные, хотя и не на фантастические, а на самые простые и реальные темы.
Дэниэл Герхартц (1965 г.р.).
Художник родился в американской глуши, в маленьком городке в штате Висконсин, куда вернулся после учебы в Чикаго и где живет и работает по сей день, создавая очень своеобразные картины в импрессионистическом стиле, черпая вдохновение в простой реальности и делая ее буквально одухотворенной.
Его манера очень узнаваема и импонирует своим светом и оптимизмом. Находить красоту везде и во всём – это и есть талант художника, которым в полной мере обладает Дэниэл Герхартц.
Ну и напоследок обращусь к творчеству нашего соотечественника, тоже создавшего свой собственный неповторимый стиль в живописи.
Владимир Куш.
Хотя в работах Владимира определенно чувствуется влияние «великого мистификатора» Сальвадора Дали, однако индивидуальный стиль все же явно присутствует. И только люди с «нетренированным» глазом могут путать его живопись с работами знаменитого сюрреалиста.
Мне кажется, что главное, что кардинально отличает живопись Куша от живописи Дали - в картинах Владимира отсутствует полубезумная подсознательная энергетика, им свойственна умиротворенность, иногда грусть и всегда доброта. А еще на его картинах всегда есть общее - душа.
Куш – без сомнения один из самых оригинальных художников нашего времени. Благодаря упорному труду и таланту он стал основателем нового направления искусства - метафорического реализма, которое он демонстрирует по всему миру в четырех собственных галереях.
Ему удалось главное: зацепить своим творчеством с первого взгляда, что, увы, удается далеко не каждому художнику. А создавать картины-метафоры, удивляющие, восхищающие, заставляющие задуматься – а это и есть настоящее творчество.
Признаюсь честно: я давно являюсь поклонником необычного искусства этого художника, поэтому сегодня с удовольствием представляю одну из самых интересных его работ.
Кстати, она попадается на глаза сразу при входе в галерею «Меловая ферма» на противоположном конце Земли, о которой я уже рассказывал и которую мне посчастливилось посетить несколько лет назад.
Вот фото этой галереи с картиной Владимира Куша, о которой пойдет рассказ ниже.
Итак, картина Владимира Куша «Тайная вечеря».
Эта картина — аллюзия, аллегория, способ представления евангельского события Тайной вечери.
Композиционно картина похожа на классическую фреску Леонардо да Винчи, который в отличие от своих предшественников привнес в свою картину драматическую особенность, представив ее как сцену предательства. Он хотел показать реальных людей через образы апостолов, их индивидуальную реакцию на происходящее событие по-своему.
Думается мне, что Владимир Куш при создании этого полотна отталкивался от слов Сальвадора Дали, сказавшего как-то: «Изучение морфологии подсолнуха навело меня на мысль, что это скопление точек, теней и изгибов имеет несколько задумчивый вид, точно соответствующий глубочайшей меланхолии Леонардо да Винчи как личности».
На картине Владимира Куша, как и большинства других художников, изображающих «Тайную вечерю», центральное место занимает Христос в виде Подсолнуха. Он содержит много семян, олицетворяя множество миров или судеб.
Голова Христа обращена к небу, как бы взирая на Отца, который послал его на Землю, чтобы спасти человеческие души. Только Христос знает, в чем его истинная миссия: вместо того, чтобы просто поддерживать Царство на Земле, он несет Небесное Царство людям. Он предвидит свою судьбу и знает, что его душа уже в другом пространстве. Этот выход в другое пространство заново воплощается в воображаемом изображении события.
Кстати, метафора цветов - одна из любимых метафор Куша в символическом языке, который художник использует для выражения своего понимания современного общества. Достаточно упомянуть «Прибытие корабля цветов», о котором я уже раньше рассказывал. Есть и другие работы на эту тему, о которых рассказ еще впереди.
А пока вернемся к нашей картине.
По замыслу Владимира Куша «язык цветов» способен передать оттенки чувств, вызванных знаменитыми словами Христа: «Один из вас предаст меня».
В этой картине есть метафора всего спектра характеров всех 12 апостолов, развивающихся на наших глазах. Это выражение движения и смятения, волной пробежавшее по апостолам после слов Христа. Это яростное протягивание рук-стволов с безмолвным вопросом, направленных к Христу.
Иуда легко узнаваем среди апостолов – и геометрически, и по существу
он противоположен Христу, открытому солнцу, царству света. Лицо Иуды закрыто подобием капюшона, олицетворяющего царство тьмы. Он отвернулся от Спасителя, чувствуя за собой тяжкую вину.
Срезанная виноградная ветвь, положенная на край стола, символизирует одиночество Христа на этой Земле как сына Божьего. «Я есмь истинная виноградная лоза, и отец мой – виноградарь», - говорит Христос в Евангелии от святого Иоанна. Виноградная лоза становится духовным символом возрождения и Евхаристии; перебродивший сок ее винограда - это кровь Христа.
В общем, выбор аллюзии на «Тайную вечерю» в виде сбора цветов в саду не случаен. История Христа после его прибытия в Иерусалим представлена развитием цветов-символов:
- Пальмовые ветви символизируют триумфальное прибытие Иисуса в Иерусалим и приветствие Иисуса-царя;
- Разбитый гранат символизирует распятие Христа и его кровь;
- Виноград - символ духовного возрождения (а также символ крови Христа);
- Виноградная лоза, обвивающая стебель Христа-подсолнуха, направленная к его сердцу, является символом настоящего и будущего одновременно;
- Бабочки - символ воскресения. Они создают необычный ореол вокруг головы Христа, предваряя празднование воскресения.
Язык цветов позволяет художнику представить тысячелетнюю драму, разыгравшуюся между Христом и Иудой.
Не случаен и выбор Римского Колизея в качестве декорации происходящему. Это символизирует время, когда правила Римская империя, в которых гонения на христиан продолжалось три столетия. Недаром «Царство зла» римской державы символически обрамлено носом Колизея.
Вот такие интересные работы и создавших их замечательных современных художников я повстречал на своем пути. По-моему, они доказывают, что не так всё плохо в современном изобразительном искусстве. Надо просто отвернуться от помойки всех этих новомодных «измов» и тогда можно увидеть много и много прекрасного и достойного внимания.
Я отчетливо понимаю, что не все согласятся с моей оценкой вышеназванных художников. И это нормально. У каждого на всё может быть свое мнение. Касательно же того - что есть хорошее искусство, а что китч... приведу свое давнишнее стихотворение.
И если всё это не является вразумительным ответом, то вот высказывание И.Е. Репина, которого обвинить в непонимании природы искусства не поворачивается язык.
Так что если что-то непонятно, то тут я уже бессилен помочь. Да и времени на бесконечные бесплодные дискуссии, увы, нет.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где есть много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – там вы найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие публикации о незаурядных современных художниках:
ССЫЛКА 1