Найти тему
Музграмота на досуге

Несколько советов при работе с транскрипцией (снятием) барабанных партий

1) Необходимо сразу определиться с темпом и с тем, какая доля чаще всего берётся за основу: половинная или целая. И размер какой лучше брать: две четверти или четыре. Слушаются эти размеры одинаково, но первый более насыщен сильными долями. Чтобы не было так, что половина на два половина на четыре, как у дирижёров в лексике. Кстати, исполнители без дирижерского образования не вникают в суть этого термина, но всё понимают, и схватывают жест. 

2) Определяемся со структурой: из чего состоит песня, что и где: вступление, заключение, припевы, прехорус, бридж. Отмечаем это всё в нотной тетради. Чтобы не было путаницы - записываем с новой строки каждую структурный элемент. Если работаете в DAW - удобно отметить маркерами. 

3) Если это нужно - сделать две строчки: выписать на верхней ориентировочные мелодию и пэд. Чтобы, опять же, не запутаться в структуре. Хотя кому-то удобно отсчитывать такты по восемь. 

4) Как пункт три осуществить, если вы уже сразу работаете в программе? 

Ищем точные темпы: если хорошо знаем мелодию на слух - вставляем в проект mp3 или wav плюсовой оригинальный трек. Подгоняем под него темп проекта. Если этот оригинал у вас на первой дорожке, то на второй дорожке записываем ударную партию с помощью виртуальной драммашины или уаншотов. Напоминаю: уаншоты - это качественно записанные на студии одиночные звуки инструментов, сыгранных вживую музыкантами для последующего использования в ксчестве нарезки. Если у вас есть миди-клавиатура и виртуальная драммашина (например, battery, ez drummer, addictive drums, библиотеки для сэмплера kontakt типа abbey road и.т.д., где сэмлы различных ударных между клавишами распределяются согласно стандарту general midi) - наигрываем на клавишных ударную партию как бы "поверх" референса. Собственно, некоторые профессиональные аранжировщики таким образом и работают: снимают всю партитуру, включая ударные, если у них хороший и натренированный слух. К тому же, именно таким образом очень удобно переслушивать отдельный такт или несколько, если вы не уверены. 

5) Кто-нибудь обучался сольфеджио по методике Шатковского? Я имею в виду написание диктантов. Согласно традиционной системе, практикующейсяв музыкальных школах, ученик пытается запомнить диктант по мотивчикам и записать. Конечно, это очень здорово развивает память. Но: если вы застрянете на каком-нибудь втором-третьем такте будучи не уверенным в ритме или мелодии, то вы на нëм застрянете, и не пойдёте дальше. И рискуете вообще не сдать диктант. Потому что количество проигрывания ограничено. По требованиям их, кажется, 8 или 10. В домашней работе вы, естественно, можете прослушать сколько угодно раз, но как говорится, время-деньги.

 Методика Шатковского предлагает работать при по принципу от общего к частному. Сначала пишем ноты точками (это пригодится для мелодических диктантах, а далее и для ударки), потом отмечаем сильные доли, затем заполнение: метрическая база из бочки и снэра (клэпа, снэпа - в общем, относительно сильных долей), потом перкуссия (хэты, райды, крэши, шейкеры и прочая шебуршалка), потом гост ноты и барабанные сбивки. 

6) Пункт касается работы в DAW. Если выбираете драм-машину то есть плюс: это удобно, сэмплы сбалансированы, но минус: ограничены возможности подбора и редактирования сэмплов. Можно на дорожке с ударными рисовать мозаику из уаншотов вручную, или загружать их в собственный сэмплер и делать из них библиотеку, затем записывая партию с помощью миди-клавиатуры. Плюсы- большой выбор и возможности редактирования имеющийся у вас, минус - они не всегда могут быть качественно записаны, к тому же не всегда сбалансированно подобраны. В общем, уаншоты - это как меню в ресторане, а драммашина - как готовый бизнес-ланч или комплексный обед. 

7) Подбирая уаншоты, помните принцип подобия: к живым трекам сэмплы живых инструментов, записанных в студии, электронным трекам - накрученные с помощью синтеза звука. Да, забыла ещë упомянуть о третьем варианте - ударных пресетах виртуальных синтезаторов (но не в "живой музыке"). 

8) Выбирая тарелки, помним, что чем быстрее темп тем короче хэт - преимущественно закрытый. Акцентные тарелки - крэши и райды, конечно, могут быть подлиннее, но учитывать темп всë же надо.Когда не затух предыдущий удар, а уже звучит следующий - это слушается очень грязно. А в медленных рок балладах, например, хэты, обозначающие самые мелкие пульсирующие длительности - как правило восьмые, могут быть открытыми, но затухание не позже окончания длительности. 

9) Какие трудности в основном встречаются при снятии партии?

 - слишком много используется инструментов ударных

- акустически сложно отделить ударную партию от басов, рифов, лидов, разделяющих ритмическую нагрузку с ударными и дополняя партию новыми изысканными рисунками

- сложные размеры

- усложнëнная партитура: несовпадение метрических акцентов с ритмическими, то есть много синкоп, смещений акцентов (например, латина, некоторые виды джаза). В терминологии ударников это называется непарные группировки.

- смазанное акустическое пространство: куча ревербераторов вперемешку (например, чиллаут и релакс), где могут быть непонятны тембры, неотличимы эффектные ревебераторы от fx, или же пережатый компрессией грув вместе с ритмическими звуковысотными, о чëм выше упоминалось. 

- очень быстрые темпы, например техно, или то, что мы в юности называли "дискотряска": когда ничего не успеваешь сотбразить. Конечно, в программе трек можно замедлить, но слабое замедление не поможет, а при сильном могут появиться искажения в звуке. 

Поэтому начинающим для тренировки советую выбирать более медленные темпы, и жанры живых инструментов. А также отчётливо прослушивающиеся треки с ударными, допустим: рок-баллады или поп-баллады.