Циклический сюжет (концентрический), как правило, имеет одну или несколько основных сюжетных линий, основанных на причинно-следственных связях, т.е. одни события предопределяются или порождаются другими. Максимально полная схема такого сюжета: пролог – завязка – перепетии – кульминация – развязка – эпилог. Этот тип сюжета может быть и редуцированным, например, завязка и развязка. Такой сюжет характеризуется динамикой действия, остротой и напряженностью конфликтов и коллизий, что у наивного читателя вызывает интерес к сюжетным ходам и тому, «чем все это закончится». ПРИМЕРЫ: «Евгений Онегин» Пушкина, «Анна Каренина» Толстого, «Шинель» Гоголя, «Горе от ума» Грибоедова
Хроникальный сюжет (или кумулятивный – лат. cumulo – накапливаю, собираю) характеризуется отсутствием жестких причинно-следственных связей. События здесь происходят не в силу предопределенности предыдущими событиями, а просто случаются. Однотипные эпизоды (как, например, посещение Чичиковым помещиков) нанизываются, как бусы, на нить основного сюжета. Произведения с таким типом сюжета гораздо труднее поддаются пересказу, чем произведения с циклическим сюжетом, т.е. роль фабулы здесь ослаблена. «Мертвые души» Гоголя, «Капитанская дочка» Пушкина, «Детство. Юность. Отрочество» Толстого