1. Метрическая – есть жесткие стиховые схемы (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).
2. Силлабическая – стихи, в каждой строке которых одинаковое количество слогов. Ударение неважно. Пришла из польской поэзии, у нас не особо прижилась. Размеров не существует.
3. Силлабо-тоническая – строится на чередовании ударных и безударных слогов (те же ямбы, хореи и т.д.). От метрической отличается большей свободой, возможны добавочные ударения, пропуски.
Спондей (добавочное ударение) – ударения в самом слове нет, а в стихотворной строке есть. Пример: «Вихри снежные крутя» - в слове «снежные» два ударения из-за размера.
Пиррихий (пропущенное ударение) – безударная двусложная стопа в ямбе или хорее. Пример: «Богат и славен Кочубей» - в «Кочубее» пропущено необходимое для размера еще одно ударение.
4. Тоническая – учитываются только ударные слоги. В каждой строке одинаковое количество ударных слогов. Считаются безударные слоги между ударными.
а) дольник – ударных слогов одинаковое количество в каждой строке, количество безударных от 0 до 2 подряд.
б) тактовик – количество ударных слогов одинаковое в каждой строке, количество безударных от 0 до 3 подряд.
в) акцентный стих – количество ударных слогов одинаковое, количество ударных от 0 до бесконечности.