Всем добрый день!
В этот раз судьба нас забросила в недалекие края Екатеринбургского уезда. Когда только прочитаешь одно название этого поселка, то и не подумаешь, какие горы могут окружать... торфяник?
Если Вы думаете, что здесь болотное царство, то уже большая часть торфомассива занята "соточками" с дачными домиками. Золотые куртины берёз окружают теперь не затянутые ряской болотные озерки да лужи с лягушками, а стройные ряды садовых строений.
Само поселение образовалось при станции Перегон, построенной в 1936 году.
В то время и Палкино, и Перегон, как отмечал журналист А. М. Букин, относились к сельсовету у Северки (1909). До постройки станции местный торф здесь, видимо, не представлял особой важности. В лесах, судя по данным карт, можно было изредка найти какую-нибудь избушку кустаря.
Однако в конце 1930-х годов все-таки торфяным месторождением здесь заинтересовались. По данным архива Северского сельсовета пригородной зоны Первоуральска А. М. Букиным установлено, что в 1938 году здесь создается поселок Торфяник. Прилагательное "Палкинский" будет добавлено к нему чуть позже. Итак, в этом году поселению исполняется солидный возраст - 85 лет. Как отмечает историк К. Д. Бугров, населенный пункт относится большому ряду "торфяных поселков", которые в 1930-е годы строили активно на Урале. Предполагалось, что строятся небольшие временные поселения для выполнения текущих задач на отдельно взятом месторождении полезного ископаемого.
Занималось эксплуатацией месторождения Управление городских лесных дач, иначе говоря, добываемый торф уходил на нужды небольших питомников, лесных хозяйств и конечно же, мог использоваться в быту после тщательной просушки.
Почувствовать, каким примерно был торфяник, можно, если Вы пойдете от станции по деревянному тротуару. Мимо него, в болотных канавах роятся комары и мошки, прыгают под ногами замшелые кочки,
Воздух наполняется влагой даже в самый жаркий день.
В годы Великой Отечественной войны месторождение было передано на баланс Широкореченского торфопредприятия. Эти сведения Вы можете легко узнать у местных дачников и старожилов Палкинского торфяника. Поскольку посреди болота возвышается каменистый остров, то добывали торф вокруг этого острова и частично рядом с железнодорожным полотном.
Вероятно, что доставляли торф на предприятие по узкоколейной ж. д. и далее на Широкую речку, Второй участок.
Месторождение торфа здесь считалось вспомогательным для производства брикетов. Присланные сюда спецпереселенцы и завербованные работали на добыче торфа в летний сезон. Частично здесь работали и жители Палкино. Было построено несколько десятков домов, основные учреждения социального обслуживания населения располагались в Палкино, но был здесь, например, свой магазин и медпункт.
Основная, первоначальная застройка Палкинского торфяника была сосредоточена на пологом подъеме острова посреди болота и на его юго-восточном берегу, под горой Светлой. На это "намекают" названия улиц - Торфяная (Верхний поселок) и Московская (Нижний поселок). Есть здесь и небольшое кладбище.
В связи с консервацией Свердловской ГЭС (1965) и началом газификации города потребность в огромном количестве торфа перестала быть актуальной. Соответственно, торфоразработки были прекращены, а на местах бывших торфяных полей с конца 1960-х - начала 1970-х годов стали расти коллективные сады, некоторые из них - с замысловатыми названиями.
"Импульс", "Ветеран", "Исеть", "Ротор", "Буровик", "Пегматит", "Наладчик", "Гранит", "Строитель", "Юбилейный", "Здоровье", "Росинка", "Машиностроитель", "Кабельщик", "Океан", "Железнодорожник", "Светлый" и другие. Учитывая особенности ведения огородов и садоводства на заболоченных территориях, можно себе представить, сколько местные дачники сюда завозят грунта для своих культур ежегодно?
В 1991 г. Палкинский Торфяник был отсоединен вместе с Северкой от Первоуральска и добавлен в Верх-Исетский район. Постепенно была заасфальтирована дорогам к садам, до самого "пятачка" под горкой, где располагается конечная остановка. Пустили автобус № 92.
Палкинский торфяник постепенно преображается. Гордо реет над зелёным пологом леса и пестроцветными крышами домиков вышка связи. Установлена она на каменистой горке болотного острова.
Сверху открывается вид на ближайшие горы.
Если прочитать Википедию, то можно улыбнуться при виде пассажа о якобы бывшей здесь Георгиевской часовне. Авторы заметки в Википедии ссылаются на энциклопедию Н. Рундквиста и О. Задориной, однако церкви здесь не было.
По этому поводу мы решили полюбопытствовать, откуда эти сведения имеют исток? Понятное дело, что данный текст не получен "методом откровения", а является результатом ложного поиска. Через поиск по краеведческим изданиям выяснилось, что пассаж о Георгиевской Церкви на территории Палкинского торфяника написала историк Н. В. Акифьева в книге "Первоуральск и окрестности" (с. 260-261), только маловероятно, чтобы церковь построили в 1850 году далеко на болотах. Возможно, что Н. В. Акифьева перепутала Палкинский торфяник с Палкино, в последнем же церковь действительно была.
Теперь перейдем к окрестностям Палкинского торфяника.
Мало кто знает, что вблизи будущего поселения, 19 мая 1923 года, считай 100 лет назад, здесь появился первый пионерский лагерь Екатеринбурга. Точнее говоря, его следовало бы назвать вообще скаутлагерем, поскольку форма мальчиков и девочек была далека от пионерской, напоминала американских скаутов на Урале.
Но в литературе, и в газетах дети в такой форме считались пионерами.
Поскольку пионерский лагерь состоял из летних палаток и походного быта, то на память о нём осталась лишь аллея тополей, высаженная пионерами на берегу Исети. По воспоминаниям местных дачников известно, что в садах Палкинского торфяника проживали и некоторые люди, которые в то время были первыми пионерами в нашем городе.
Здесь же, в лесах у Палкинского торфяника находится памятник предпринимателю Монстакову Алексею Николаевичу.
К югу от Палкинского торфяника, на реке Светлой, что питает Верх-Исетский пруд, устроена запруда. Видимо, это пожарный водоем для садов?
Недалеко от долины реки располагается несколько небольших скальных выходов, обычно в выходные дни сюда приезжают местные дачники с детьми полазить по камням и отдохнуть на природе.
А вот скалы, которые можно встретить у Старого Московского тракта.
К северу от Палкинского торфяника находится выразительная скала Каменная чаша (название народное).
Во время одного из наших визитов к скале, мы заметили, как поют Танцы, "неизвестно что" оставило в зоне отдыха в качестве подношения (?) неизвестно кому овощи и яблоки. Может быть, это результат деятельности общины эзотериков? Такое соображение у нас возникло, когда мы прочитали на специфическом сайте текст журналиста В. Николаева, объявившего эти скалы почитаемым местом.
Рядом протекает речка Решётка. Её дно полно валунов, которые взрезают поверхность воды. С Решёткой связаны интересные истории этого края.
В некоторых местах у берегов Решётки возвышаются невысокие скальные останцы. Как их называют местные жители?
Реку Решётку можно увидеть на картинах художницы Е. В. Гилёвой. Посмотрите, например, как выглядела Решётка в далекие 1960-е годы.
К западу от Палкинского торфяника расположено много небольших скальных выходов. Пользователь Яндекса "Жизнь в приключениях" дал одной из скал собственное название "Щучий камень", закрепив его на картах поисковой системы.
Есть в некоторых местах и болотные угодья, практически сохранившиеся в первозданном виде.
По материалам:
Букин А. М. Северка: каменный порог Екатеринбурга. Екатеринбург, 2019.
#уральские болота
#уральские торфяники
#Палкино
#уральские горы и скалы
#пионеры
#уральские поселки