О жизни противоречивого австрийского поэта Йозефа Вайнхебера написано очень мало в нашей стране. Помешали этому обстоятельству спорные достижения поэта в общественной стезе, несмотря на яркость и бескомпромиссность его поэтического гения.
Сложная и трагическая жизнь Йозефа Вайнхебера мало кого сможет оставить равнодушным, а возможно, будет иметь познавательную ценность для будущих поколений читателей.
Влияние детского дома
Будущий поэт и эссеист Йозеф Вайнхебер родился в 1892 году в деревушке Пуркерсдорф, примыкающей к Вене с западной стороны. При жизни Вайнхебера Пуркерсдорф сначала стал городом, а после аншлюса Австрии Германским Рейхом вошел в состав Большой Вены в качестве созданного 14-го района Пенцинг.
Семья Вайнхебера принадлежала, как было модно говорить в Советском государстве, к рабочему (пролетарскому) классу. Его отец был потомственным мясником, каждый день перегонявшим стада скота вдоль реки в столицу Австрии.
- Семейные отношения были ужасными, отец Вайнхебера много пил. Впоследствии, о чем рассказано ниже, страсть к спиртному сыграла роковую роль в судьбе поэта.
- Вскоре родители Вайнхебера скончались, и мальчик остался совершенно один. Его поведение испортилось, негодование на несправедливый жребий, назначенный ему судьбой, овладело несчастным отроком. Вайнхебера поместили в исправительную колонию, а затем – в детский дом. Это не позволило ему благополучно закончить школу.
- Позже он старался скрыть свои пробелы в образовании и развившуюся в нем неуверенность в себе излишней тягой к титулам и наградам. Например, в 1936 году он не смог сдержать слез и повышенной экзальтации в поведении при присвоении ему звания профессора.
Полученный непростой жизненный опыт Вайнхебер использовал позже в своем эстетическом учении и политических программах построения сословного государства во главе с мудрым фюрером.
Работа до первого успеха
После освобождения из детского дома Вайнхебер долго не мог найти постоянной работы и перебивался случайными заработками. Несколько лет он был разнорабочим, а затем более двух десятков лет - почтовым служащим. Тем неожиданней для него самого его первый поэтический опыт был в 1919 году напечатан в газете «Muskete» («Мушкет»).
- В это же время Вайнхебер порвал с католической верой, а в 1927 году стал протестантом.
- Препятствием для этого не стало даже его второе супружество. Перед самой смертью в 1945 году он снова принял католическую веру, возможно, под влиянием второй жены Хедвиг.
Раскрытие поэтического дара поддержала первая жена Вайнхебера, брак с которой продлился меньше года.
Поэтическая программа Вайнхебера
В 1920 году свет увидел сборник молодого поэта «Der einsame Mensch» («Одинокий человек»). На поэтические эксперименты Вайнхебера оказали влияние ставшие уже знаменитыми земляки: Райнер Мария Рильке, Антон Вильдганс и Карл Краус, а также немецкий классик Гёльдерлин. Позже сказалось увлечение Вайнхебера античной мифологией, разбавленной пессимистической философией Артура Шопенгауэра и учением Фридриха Ницше.
Работа философа и психолога Отто Вейнингера «Пол и характер», которой Вайнхебер постоянно восхищался, укрепила его веру в мужской Дух, который способен противостоять проявлениям низшего мира патологической чувственности, грубых инстинктов, торгашества и политических интриг. Нынешнее время виделось Вайнхеберу в черном свете, а либерализм и парламентаризм грозил окончательно разрушить человеческое общество.
- Казалось, скромное положение почтового служащего в сознании Вайнхебера должно было уравновешиваться дерзкой позой непонятого миром поэта, отягощенного детской психологической травмой и любой ценой стремящегося к общественному призванию.
- В поэзии Вайнхебера стали преобладать аллегорические фигуры времен раннего Средневековья под именами Закона, Справедливости, Человечности, Храбрости и так далее. В сознании поэта возникло четкое разделение потенциальных читателей на горячих поклонников или на смертельно опасных (в буквальном смысле слова) противников своего творчества.
Под влиянием языческих мотивов в лирическом языке появилась риторическая самоуверенность и намеренная стилизация под изречения верховного жреца, якобы говорящего от имени всего поэтического цеха.
Осознание своего призвания пришло к Вайнхеберу после выхода в свет «Adel und Untergang» («Благородство и упадок») в немецком национальном издательстве Адольфа Лузера в 1934 году. Миссия поэта, если систематизировать высказанные в этом сборнике идеи, состоит в том, чтобы:
«создать смысл перед пустыми алтарями в мире, лишенном смысла»,
научить человечество противостоять духовному упадку с помощью врожденного благородства избранных натур общества.
- Сборник «Wien wörtlich» («Вена буквально») 1935 года закрепил поэтическую славу Вайнхебера. Стихотворения, написанные большей частью на венском диалекте, описывали жизнь различных персонажей Вены, начиная с утонченных аристократов и заканчивая маргинальным слоем, представленным выпивохами и нищими страдальцами столицы.
- В 1936 году из рук представителя немецкого режима в Мюнхене Вайнхебер получил премию Моцарта. В данном случае политические мотивы явно возобладали над художественными заслугами, что не умаляет поэтического таланта Вайнхебера в глазах его многочисленных поклонников.
- В 1938 году Вайнхебер включил сочиненные им сорок од в цикл «Zwischen Göttern und Dämonen» («Между богами и демонами»). С выходом данного сборника он вписал свое имя в круг лучших поэтов XX века.
Объявив себя слугой новой власти, Вайнхеберу в 1941 году была вручена премия Грильпарцера, названная в честь великого национального поэта Австрии.
Вайнхебер и национал-социализм
Стремительной славе Вайнхебер был обязан не только своим поэтическим гением, но и роковой связью с национал-социализмом. Возомнив себя борцом «за национальную немецкую культуру», он стал убежденным противником парламентской Австрийской республики.
В 1931 году он вступил в нацистскую партию и состоял ее членом до запрета последней в Австрии. Выбранный вскоре президентом "Союза художников-практиков", он резко критиковал известных коллег неарийского происхождения, например, писателя Стефана Цвейга и драматурга Гуго фон Гофмансталя.
В письме знаменитому румынскому поэту и писателю Альфреду Маргул-Шперберу он писал:
«Чтобы не возникло недоразумений: я сам ариец и антисемит. Но это не касается области гениального. Там я преклоняюсь перед великой человеческой и художественной природой, которая, в сущности, заключает в себе все расы».
После запрета партии в 1934 году Вайнхебер перешел к правым силам, отстаивающим сословное государство.
- В начале 1935 года он неожиданно для всех сочинил гимн в честь убитого нацистскими путчистами канцлера Австрии и бывшего лидера христианско-социальной партии Энгельберта Дольфуса «Der Gefallene» («Павший»).
После аншлюса Австрии нацистским государством в марте 1938 года Вайнхебер вначале не принял сложившейся политической ситуации. Он писал в то время:
«Маленькая, но независимая Австрия была бы намного лучше, чем более процветающая Австрия, воссозданная благодаря немчуре (die Piefkes)».
- Вскоре, обласканный в период с 1936 по 1941 годы литературными премиями власти, он принял решение не иммигрировать из Австрии, а посвятить себя прославлению действующего режима.
Например, Вайнхебер включил в сборник «Исповедальная книга австрийских поэтов», изданном в 1938 году Союзом немецких писателей Австрии, политическую поэму «Гимн возвращению на родину».
20 апреля 1938 года, по случаю дня рождения Гитлера, произведение было исполнено актером Эвальдом Бальзером в Бургтеатре. Именно в данном гимне явственно видится обращение Вайнхебера к языческим корням предков. В заключительной строфе стихотворения Вайнхебер-лирический поэт уступает место Вайнхеберу-националисту:
«Германия, Германия, вечная и великая
Германия, мы приветствуем тебя!
Германия, святая и сильная,
Фюрер, мы приветствуем тебя!
Родина, счастливая и свободная,
Родина, мы приветствуем тебя!».
В «Оде улицам Адольфа Гитлера» 1941 года Вайнхебер отнес немецкую нацию к Избранному народу и сравнил развернутую фюрером строительную программу со грандиозными постройками Древнего Египта.
Немецкий народ, согласно Вайнхеберу, в настоящий момент рождается для новых свершений:
«Можно содрогнуться, наблюдая за его титаническими
Формами роста (Gestaltens Fortgang), теперь, когда время
Его свершается, и он первый из
Всех народов, создавший себя самым красивым из всех,
Отлитый в форму и закрепленный надежно на якорь,
Спаянный кровью, усмиренный волей и окультуренный,
Таким образом, это творение стало символом
Самого невыносимого пути, по которому шел человек».
В 1944 году он повторно вошел в состав нацистской партии, несмотря на то, что ранее был признан слишком мягким по характеру и не до конца идеологически выдержанным.
Благодаря большим тиражам стихотворных сборников он стал считаться одним из самых выдающихся поэтов Третьего рейха.
Смерть Вайнхебера
По случаю своего 50-летия в 1942 году Вайнхеберу было присвоено звание почетного доктора Венского университета. По указанному случаю венский гауляйтер Бальдур фон Ширах объявил лауреата «величайшим поэтом своего времени».
- В августе 1944 года судьба последний раз улыбнулась Йозефу Вайнхеберу. Фюрер включил его в так называемый список избранных (Gottbegnadeten-Liste), составленного рейхсминистерством народного просвещения и пропаганды в 1944 году из самых важных культурных деятелей нацистской Германии. Данное почетное звание позволило Вайнхеберу избежать военной службы.
- В то время как армия Вермахта терпела поражение на Восточном фронте, самочувствие Вайнхебера резко ухудшилось. Он начал много пить и погрузился в глубокую депрессию.
- Ночами поэта преследовали кошмары и он не мог заснуть. Когда Красная Армия подошла к Вене, Вайнхебер принял смертельную дозу морфия. В некрологе от 6 июня 1945 года было указано, что Вайнхебер погиб в своем саду 10 апреля в результате сильного артиллерийского обстрела.
За год до кончины он снова вошел в лоно католической церкви. Поэта похоронили во дворе его дома в Кирхштеттене, близ Вены, где через несколько десятков лет найдет последнее пристанище другой крупный поэт XX века – англичанин Уистен Хью Оден.
В отрывке из стихотворения, посвященном Оденом памяти Вайнхебера, есть такие строки:
«Убежденные враги
двадцать лет назад,
теперь мы соседи и,
могли бы дружить,
обитая в едином
пространстве Слова,
и за бокалом вина
могли бы болтать
о версификации,
о синтаксисе».
Несмотря на тяжелый для почитателей его таланта период сотрудничества Вайнхебера с нацистским рейхом и ярко выраженный экстремистский характер его высказываний по отношению к своим коллегам по цеху (роман Ремарка «На Западной фронте без перемен» Вайнхебер назвал халтурой, «преследующей цель злобно и коварно уничтожить немецкую сущность»), его прославили замечательные лирические стихотворения предшествующего периода.
Сборник «Благородство и упадок» упрочил славу Вайнхебера, а цикл «Вена буквально», написанный на венском диалекте, причислил австрийского поэта к сонму признанных мастеров литературного слова.
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!