Найти тему
Книжный имаджинариум

Как один из лучших австрийских поэтов XX века дважды вступил в состав НСДАП

Оглавление

О жизни противоречивого австрийского поэта Йозефа Вайнхебера написано очень мало в нашей стране. Помешали этому обстоятельству спорные достижения поэта в общественной стезе, несмотря на яркость и бескомпромиссность его поэтического гения.

Сложная и трагическая жизнь Йозефа Вайнхебера мало кого сможет оставить равнодушным, а возможно, будет иметь познавательную ценность для будущих поколений читателей.

Влияние детского дома

Будущий поэт и эссеист Йозеф Вайнхебер родился в 1892 году в деревушке Пуркерсдорф, примыкающей к Вене с западной стороны. При жизни Вайнхебера Пуркерсдорф сначала стал городом, а после аншлюса Австрии Германским Рейхом вошел в состав Большой Вены в качестве созданного 14-го района Пенцинг.

Пуркерсдорф в наши дни
Пуркерсдорф в наши дни

Семья Вайнхебера принадлежала, как было модно говорить в Советском государстве, к рабочему (пролетарскому) классу. Его отец был потомственным мясником, каждый день перегонявшим стада скота вдоль реки в столицу Австрии.

  • Семейные отношения были ужасными, отец Вайнхебера много пил. Впоследствии, о чем рассказано ниже, страсть к спиртному сыграла роковую роль в судьбе поэта.
  • Вскоре родители Вайнхебера скончались, и мальчик остался совершенно один. Его поведение испортилось, негодование на несправедливый жребий, назначенный ему судьбой, овладело несчастным отроком. Вайнхебера поместили в исправительную колонию, а затем – в детский дом. Это не позволило ему благополучно закончить школу.
австрийский поэт-лирик и эссеист Йозеф Вайнхебер
австрийский поэт-лирик и эссеист Йозеф Вайнхебер
  • Позже он старался скрыть свои пробелы в образовании и развившуюся в нем неуверенность в себе излишней тягой к титулам и наградам. Например, в 1936 году он не смог сдержать слез и повышенной экзальтации в поведении при присвоении ему звания профессора.

Полученный непростой жизненный опыт Вайнхебер использовал позже в своем эстетическом учении и политических программах построения сословного государства во главе с мудрым фюрером.

Работа до первого успеха

После освобождения из детского дома Вайнхебер долго не мог найти постоянной работы и перебивался случайными заработками. Несколько лет он был разнорабочим, а затем более двух десятков лет - почтовым служащим. Тем неожиданней для него самого его первый поэтический опыт был в 1919 году напечатан в газете «Muskete» («Мушкет»).

  • В это же время Вайнхебер порвал с католической верой, а в 1927 году стал протестантом.
  • Препятствием для этого не стало даже его второе супружество. Перед самой смертью в 1945 году он снова принял католическую веру, возможно, под влиянием второй жены Хедвиг.

Раскрытие поэтического дара поддержала первая жена Вайнхебера, брак с которой продлился меньше года.

Поэтическая программа Вайнхебера

В 1920 году свет увидел сборник молодого поэта «Der einsame Mensch» («Одинокий человек»). На поэтические эксперименты Вайнхебера оказали влияние ставшие уже знаменитыми земляки: Райнер Мария Рильке, Антон Вильдганс и Карл Краус, а также немецкий классик Гёльдерлин. Позже сказалось увлечение Вайнхебера античной мифологией, разбавленной пессимистической философией Артура Шопенгауэра и учением Фридриха Ницше.

Работа философа и психолога Отто Вейнингера «Пол и характер», которой Вайнхебер постоянно восхищался, укрепила его веру в мужской Дух, который способен противостоять проявлениям низшего мира патологической чувственности, грубых инстинктов, торгашества и политических интриг. Нынешнее время виделось Вайнхеберу в черном свете, а либерализм и парламентаризм грозил окончательно разрушить человеческое общество.

  • Казалось, скромное положение почтового служащего в сознании Вайнхебера должно было уравновешиваться дерзкой позой непонятого миром поэта, отягощенного детской психологической травмой и любой ценой стремящегося к общественному призванию.
  • В поэзии Вайнхебера стали преобладать аллегорические фигуры времен раннего Средневековья под именами Закона, Справедливости, Человечности, Храбрости и так далее. В сознании поэта возникло четкое разделение потенциальных читателей на горячих поклонников или на смертельно опасных (в буквальном смысле слова) противников своего творчества.

Под влиянием языческих мотивов в лирическом языке появилась риторическая самоуверенность и намеренная стилизация под изречения верховного жреца, якобы говорящего от имени всего поэтического цеха.

Осознание своего призвания пришло к Вайнхеберу после выхода в свет «Adel und Untergang» («Благородство и упадок») в немецком национальном издательстве Адольфа Лузера в 1934 году. Миссия поэта, если систематизировать высказанные в этом сборнике идеи, состоит в том, чтобы:

«создать смысл перед пустыми алтарями в мире, лишенном смысла»,

научить человечество противостоять духовному упадку с помощью врожденного благородства избранных натур общества.

  • Сборник «Wien wörtlich» («Вена буквально») 1935 года закрепил поэтическую славу Вайнхебера. Стихотворения, написанные большей частью на венском диалекте, описывали жизнь различных персонажей Вены, начиная с утонченных аристократов и заканчивая маргинальным слоем, представленным выпивохами и нищими страдальцами столицы.
Йозеф Вайнхебер за работой
Йозеф Вайнхебер за работой
  • В 1936 году из рук представителя немецкого режима в Мюнхене Вайнхебер получил премию Моцарта. В данном случае политические мотивы явно возобладали над художественными заслугами, что не умаляет поэтического таланта Вайнхебера в глазах его многочисленных поклонников.
  • В 1938 году Вайнхебер включил сочиненные им сорок од в цикл «Zwischen Göttern und Dämonen» («Между богами и демонами»). С выходом данного сборника он вписал свое имя в круг лучших поэтов XX века.

Объявив себя слугой новой власти, Вайнхеберу в 1941 году была вручена премия Грильпарцера, названная в честь великого национального поэта Австрии.

Вайнхебер и национал-социализм

Стремительной славе Вайнхебер был обязан не только своим поэтическим гением, но и роковой связью с национал-социализмом. Возомнив себя борцом «за национальную немецкую культуру», он стал убежденным противником парламентской Австрийской республики.

В 1931 году он вступил в нацистскую партию и состоял ее членом до запрета последней в Австрии. Выбранный вскоре президентом "Союза художников-практиков", он резко критиковал известных коллег неарийского происхождения, например, писателя Стефана Цвейга и драматурга Гуго фон Гофмансталя.

В письме знаменитому румынскому поэту и писателю Альфреду Маргул-Шперберу он писал:

«Чтобы не возникло недоразумений: я сам ариец и антисемит. Но это не касается области гениального. Там я преклоняюсь перед великой человеческой и художественной природой, которая, в сущности, заключает в себе все расы».
Румынский прозаик, поэт и переводчик.Альфред Маргул-Шпербер (1898-1967)
Румынский прозаик, поэт и переводчик.Альфред Маргул-Шпербер (1898-1967)

После запрета партии в 1934 году Вайнхебер перешел к правым силам, отстаивающим сословное государство.

  • В начале 1935 года он неожиданно для всех сочинил гимн в честь убитого нацистскими путчистами канцлера Австрии и бывшего лидера христианско-социальной партии Энгельберта Дольфуса «Der Gefallene» («Павший»).
Австрийский политический деятель и противник аншлюса Энгельберт Дольфус (1892-1934)
Австрийский политический деятель и противник аншлюса Энгельберт Дольфус (1892-1934)

После аншлюса Австрии нацистским государством в марте 1938 года Вайнхебер вначале не принял сложившейся политической ситуации. Он писал в то время:

«Маленькая, но независимая Австрия была бы намного лучше, чем более процветающая Австрия, воссозданная благодаря немчуре (die Piefkes)».
  • Вскоре, обласканный в период с 1936 по 1941 годы литературными премиями власти, он принял решение не иммигрировать из Австрии, а посвятить себя прославлению действующего режима.

Например, Вайнхебер включил в сборник «Исповедальная книга австрийских поэтов», изданном в 1938 году Союзом немецких писателей Австрии, политическую поэму «Гимн возвращению на родину».

20 апреля 1938 года, по случаю дня рождения Гитлера, произведение было исполнено актером Эвальдом Бальзером в Бургтеатре. Именно в данном гимне явственно видится обращение Вайнхебера к языческим корням предков. В заключительной строфе стихотворения Вайнхебер-лирический поэт уступает место Вайнхеберу-националисту:

«Германия, Германия, вечная и великая
Германия, мы приветствуем тебя!
Германия, святая и сильная,
Фюрер, мы приветствуем тебя!
Родина, счастливая и свободная,
Родина, мы приветствуем тебя!».

В «Оде улицам Адольфа Гитлера» 1941 года Вайнхебер отнес немецкую нацию к Избранному народу и сравнил развернутую фюрером строительную программу со грандиозными постройками Древнего Египта.

Немецкий народ, согласно Вайнхеберу, в настоящий момент рождается для новых свершений:

«Можно содрогнуться, наблюдая за его титаническими
Формами роста (Gestaltens Fortgang), теперь, когда время
Его свершается, и он первый из
Всех народов, создавший себя самым красивым из всех,
Отлитый в форму и закрепленный надежно на якорь,
Спаянный кровью, усмиренный волей и окультуренный,
Таким образом, это творение стало символом
Самого невыносимого пути, по которому шел человек».

В 1944 году он повторно вошел в состав нацистской партии, несмотря на то, что ранее был признан слишком мягким по характеру и не до конца идеологически выдержанным.

Благодаря большим тиражам стихотворных сборников он стал считаться одним из самых выдающихся поэтов Третьего рейха.

Смерть Вайнхебера

По случаю своего 50-летия в 1942 году Вайнхеберу было присвоено звание почетного доктора Венского университета. По указанному случаю венский гауляйтер Бальдур фон Ширах объявил лауреата «величайшим поэтом своего времени».

Церемония присвоения Вайнхеберу звания почетного доктора Венского университета
Церемония присвоения Вайнхеберу звания почетного доктора Венского университета
  • В августе 1944 года судьба последний раз улыбнулась Йозефу Вайнхеберу. Фюрер включил его в так называемый список избранных (Gottbegnadeten-Liste), составленного рейхсминистерством народного просвещения и пропаганды в 1944 году из самых важных культурных деятелей нацистской Германии. Данное почетное звание позволило Вайнхеберу избежать военной службы.
  • В то время как армия Вермахта терпела поражение на Восточном фронте, самочувствие Вайнхебера резко ухудшилось. Он начал много пить и погрузился в глубокую депрессию.
  • Ночами поэта преследовали кошмары и он не мог заснуть. Когда Красная Армия подошла к Вене, Вайнхебер принял смертельную дозу морфия. В некрологе от 6 июня 1945 года было указано, что Вайнхебер погиб в своем саду 10 апреля в результате сильного артиллерийского обстрела.
Некролог о смерти Вайнхебера
Некролог о смерти Вайнхебера

За год до кончины он снова вошел в лоно католической церкви. Поэта похоронили во дворе его дома в Кирхштеттене, близ Вены, где через несколько десятков лет найдет последнее пристанище другой крупный поэт XX века – англичанин Уистен Хью Оден.

Англо-американский поэт Уистен Хью Оден (1907-1973)
Англо-американский поэт Уистен Хью Оден (1907-1973)

В отрывке из стихотворения, посвященном Оденом памяти Вайнхебера, есть такие строки:

«Убежденные враги
двадцать лет назад,
теперь мы соседи и,
могли бы дружить,
обитая в едином
пространстве Слова,
и за бокалом вина
могли бы болтать
о версификации,
о синтаксисе».

Несмотря на тяжелый для почитателей его таланта период сотрудничества Вайнхебера с нацистским рейхом и ярко выраженный экстремистский характер его высказываний по отношению к своим коллегам по цеху (роман Ремарка «На Западной фронте без перемен» Вайнхебер назвал халтурой, «преследующей цель злобно и коварно уничтожить немецкую сущность»), его прославили замечательные лирические стихотворения предшествующего периода.

Сборник «Благородство и упадок» упрочил славу Вайнхебера, а цикл «Вена буквально», написанный на венском диалекте, причислил австрийского поэта к сонму признанных мастеров литературного слова.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!