Найти в Дзене

Авангардисты в Краснодаре.

Люблю удивляться, это приносит радость и хорошее настроение. Я скучаю по Краснодарскому Художественному музею, и в мыслях своих возвращаюсь туда вновь вновь! Вот и сейчас полотна известнейших художников перед глазами. Мы же заглянем в выдвижные ящички, вот они, эскизы девушки, жреца и щеголихи, ​ авторства Николая Рериха, выполненных им ​ ​к балету Стравинского "Весна Священная," затем пройдем в последний зал.

Н.Рерих. Девушка.
Н.Рерих. Девушка.

Н.Рерих. Жрец.
Н.Рерих. Жрец.

Н.Рерих. Щеголиха.
Н.Рерих. Щеголиха.

Здесь я в окружении​ полотен В.Кандинского "Беспредметное", К.Малевича "Супрематизм", и О. Розановой "Комната", а для полного счастья напротив Фальк и его "Девушка у окна"! 

Фальк. Девушка у окна.
Фальк. Девушка у окна.

Свезло мне тогда так свезло, они дома, не ​ на выставках, они дома... И если картины Фалька, Малевича и Кандинского знакомы многим, то вот с творчеством Ольги Розановой ​хотелось бы познакомиться поближе...

Красивая решетка, не удержалась, поместила ее сюда.
Красивая решетка, не удержалась, поместила ее сюда.

Вот так просторно в залах Краснодарского музея.
Вот так просторно в залах Краснодарского музея.

Ольга родом из Владимирской губернии, училась в престижной​ художественной школе Константина Юона​ в 1907-1910 г. Это и оказало на нее очень сильное художественное ​ влияние.

Из Википедии узнаем: Розанова выделялась своим особым по уникальности живописным даром и харизмой на фоне очень одаренных художников того времени.

Ольга Розанова делает окончательный выбор​ в пользу Нового искусства, уходя таким образом от принятых канонов, разных душевных переживаний и бесконечных копирований природы. А позже создает свой собственный супрематизм​, противоположный супрематизму Малевича, а именно многоцветный...

Кандинский. Беспредметное.
Кандинский. Беспредметное.

Малевич. Супрематизм.
Малевич. Супрематизм.

Вот что писали современники:

"Малевич строил свои работы на композиции квадратных форм, а​ Ольга Розанова – на цвете, который для нее есть цель,​ она к ней стремилась как художник, используя все подручные средства.

У Малевича​ цвет для того существует, чтобы отделить одну плоскость от другой, а у​ Розановой​ для​ ​ выявления всех возможностей цвета на плоскости, а возможно, интуиции или даже мистического начала...

О.Розанова. Комната.
О.Розанова. Комната.

В 1917 году она создала свой шедевр беспредметной живописи xx века – картину «Зеленая полоса», считается, что это дерзкое продолжение «Черного Квадрата» Малевича. Но появилась картина после нескольких лет забвения на выставке в 1987 году, в Японии, если не ошибаюсь, и сразу произвела фурор, но это совсем уже другая история...( картина находится в Ростовском кремле).

Чем же еще занималась талантливый живописец? Она иллюстрировала книги и писала стихи и очень рано и внезапно ушла из жизни, всего в 32 года. Более полувека забвения, а ведь на ее посмертной выставке 1918-1919 гг. около 250 работ и свыше семи тысяч посетителей. Был ликвидирован музей живописной культуры, где хранились ее работы и они надолго ушли в запасники и частично утрачены , как и утрачена ее могила в Новодевичьем монастыре...

Музею в Краснодаре повезло, его директором был Р. Войцик, а он очень любил авангард и у него были отличные связи в Москве. Вот они, эти связи и позволили забирать из закрывавшегося Музея живописной культуры через музейное бюро картины художников -авангардистов, которые ему лично нравились..

Таким образом, он перевез из Москвы в Краснодар большое количество работ, коллекция музея к 1924 году насчитывала четыре с половиной сотни экспонатов и среди них было много русских авангардистов. Еще в 1929 году он довольно успешно делал  выставки авангардистов в Краснодаре, а в Москве в то время уже вовсю шли на них гонения...Повезло же вам, краснодарцы!

Спасибо за прочтение!

А на картину "Зеленая полоса" Ольги Розановой не захотелось взглянуть?