Люблю удивляться, это приносит радость и хорошее настроение. Я скучаю по Краснодарскому Художественному музею, и в мыслях своих возвращаюсь туда вновь вновь! Вот и сейчас полотна известнейших художников перед глазами. Мы же заглянем в выдвижные ящички, вот они, эскизы девушки, жреца и щеголихи, авторства Николая Рериха, выполненных им к балету Стравинского "Весна Священная," затем пройдем в последний зал.
Здесь я в окружении полотен В.Кандинского "Беспредметное", К.Малевича "Супрематизм", и О. Розановой "Комната", а для полного счастья напротив Фальк и его "Девушка у окна"!
Свезло мне тогда так свезло, они дома, не на выставках, они дома... И если картины Фалька, Малевича и Кандинского знакомы многим, то вот с творчеством Ольги Розановой хотелось бы познакомиться поближе...
Ольга родом из Владимирской губернии, училась в престижной художественной школе Константина Юона в 1907-1910 г. Это и оказало на нее очень сильное художественное влияние.
Из Википедии узнаем: Розанова выделялась своим особым по уникальности живописным даром и харизмой на фоне очень одаренных художников того времени.
Ольга Розанова делает окончательный выбор в пользу Нового искусства, уходя таким образом от принятых канонов, разных душевных переживаний и бесконечных копирований природы. А позже создает свой собственный супрематизм, противоположный супрематизму Малевича, а именно многоцветный...
Вот что писали современники:
"Малевич строил свои работы на композиции квадратных форм, а Ольга Розанова – на цвете, который для нее есть цель, она к ней стремилась как художник, используя все подручные средства.
У Малевича цвет для того существует, чтобы отделить одну плоскость от другой, а у Розановой для выявления всех возможностей цвета на плоскости, а возможно, интуиции или даже мистического начала...
В 1917 году она создала свой шедевр беспредметной живописи xx века – картину «Зеленая полоса», считается, что это дерзкое продолжение «Черного Квадрата» Малевича. Но появилась картина после нескольких лет забвения на выставке в 1987 году, в Японии, если не ошибаюсь, и сразу произвела фурор, но это совсем уже другая история...( картина находится в Ростовском кремле).
Чем же еще занималась талантливый живописец? Она иллюстрировала книги и писала стихи и очень рано и внезапно ушла из жизни, всего в 32 года. Более полувека забвения, а ведь на ее посмертной выставке 1918-1919 гг. около 250 работ и свыше семи тысяч посетителей. Был ликвидирован музей живописной культуры, где хранились ее работы и они надолго ушли в запасники и частично утрачены , как и утрачена ее могила в Новодевичьем монастыре...
Музею в Краснодаре повезло, его директором был Р. Войцик, а он очень любил авангард и у него были отличные связи в Москве. Вот они, эти связи и позволили забирать из закрывавшегося Музея живописной культуры через музейное бюро картины художников -авангардистов, которые ему лично нравились..
Таким образом, он перевез из Москвы в Краснодар большое количество работ, коллекция музея к 1924 году насчитывала четыре с половиной сотни экспонатов и среди них было много русских авангардистов. Еще в 1929 году он довольно успешно делал выставки авангардистов в Краснодаре, а в Москве в то время уже вовсю шли на них гонения...Повезло же вам, краснодарцы!
Спасибо за прочтение!
А на картину "Зеленая полоса" Ольги Розановой не захотелось взглянуть?