Найти в Дзене

История несуществующего гипермаркета "Чешская мечта"

История социального эксперимента от двух пражских документалистов. 31 мая 2003 года два студента факультета кинематографии в качестве дипломной работы поставили социальный эксперимент и сняли об этом фильм. Они обманули тысячи людей, собрав их в поле вокруг несуществующего гипермаркета. «Чешская мечта» «Внимание всем пражанам, покидайте столицу. Грядет великое нашествие, готовьтесь к хаосу. Гипермаркет "Чешская мечта" — нечто совершенно новое. Открытие 31 мая в 10 утра.» Для рекламы «мыльного пузыря» (кстати логотип как раз состоял из пузырей) использовали 400 билбордов на улицах Праги, 200 000 листовок и даже рекламу на телевидении. Как это получилось у обычных студентов? Своей сумасшедшей идеей они убедили сотрудничать с собой крупное PR-агенство. Иллюзия казалась действительностью: биллборды, световая реклама и реклама в печати, рекламные сюжеты на радио и телевидении, листовки, обещающие товары по ценам значительно ниже чем в других магазинах. Студентам сменили имидж и они чудес

История социального эксперимента от двух пражских документалистов.

-2

31 мая 2003 года два студента факультета кинематографии в качестве дипломной работы поставили социальный эксперимент и сняли об этом фильм. Они обманули тысячи людей, собрав их в поле вокруг несуществующего гипермаркета.

-3

«Чешская мечта»

«Внимание всем пражанам, покидайте столицу. Грядет великое нашествие, готовьтесь к хаосу. Гипермаркет "Чешская мечта" — нечто совершенно новое. Открытие 31 мая в 10 утра.»
-4

Для рекламы «мыльного пузыря» (кстати логотип как раз состоял из пузырей) использовали 400 билбордов на улицах Праги, 200 000 листовок и даже рекламу на телевидении. Как это получилось у обычных студентов? Своей сумасшедшей идеей они убедили сотрудничать с собой крупное PR-агенство. Иллюзия казалась действительностью: биллборды, световая реклама и реклама в печати, рекламные сюжеты на радио и телевидении, листовки, обещающие товары по ценам значительно ниже чем в других магазинах.

Студентам сменили имидж и они чудесно преобразились вдруг в успешных менеджеров; была написана слезовыжимтельная душещипательная песенка, которую спел детский хор во главе с профессиональной певицей (здесь только один куплет с припевом):

Сколько видов у счастья,
Сколько красок у мечты,
Как в пасмурный день
Могут розы цвести?
Можешь видеть, что хочешь,
И без розовых очков,
Жизнь течет незаметно,
Верь в правду, а не в ложь.
[Chorus]
Попробуй смотреть глазами ребенка,
Столько вещей кружит голову,
Целый мир можешь иметь,
Стоит только захотеть.
Что угодно для тебя,
Ну, а если денег нет,
Просто одолжи, а потом скажи:
Пусть исполнится моя мечта.

Примечательно, что нигде не было призыва «приходите в новых гипермаркет», напротив людей убеждали «не приходить» и «ничего не ждать», и это сработало. На открытии собрались почти 3000 человек.

-5

Создатели эксперимента просто растянули огромный плакат в чистом поле за городом так, чтобы издалека это казалось стеной магазина. Владельцы гипермаркета торжественно разрезали ленту, обозначив грандиозное открытие. Толпа людей устремилась к гипермакету и только в этот момент поняла, что попалась на уловку.

Когда «клиенты» наконец поняли, что их обманули, они отреагировали по-разному. Некоторые поняли послание создателей фильма, некоторые попытались воспринять его оптимистично («По крайней мере, мы подышали свежим воздухом»), но большинство было рассержено, и многие решили обвинить правительство. Тем не менее, насилия в отношении авторов не было.

-6

Идея розыгрыша пришла из исследования Incoma Research 2002 года, в котором сообщалось, что 30% чехов совершают покупки в основном в гипермаркетах. В стране растет озабоченность ростом рекламы и консьюмеризма.

Зачем был проведен социальный эксперимент, авторы отвечать не стали, надеясь, что конечный продукт станет ответом на главный вопрос. Предлагаем вам посмотреть документальный фильм и составить собственное мнение.

Чешская мечта - документальный фильм 2004 года, снятый двумя Чешские кинорежиссеры Вит Клусак и Филип Ремунда. В нем зафиксирована крупномасштабная мистификация, совершенная Клусаком и Ремундой над чешской публикой, кульминацией которой стало открытие поддельного гипермаркета в районе Летняны в Прага. Фильм был их дипломным проектом для киношколы.

"Фильм - акция "Чешская мечта" - это документальный фильм, рассказывающий об уникальном общественном проекте, который был осуществлен в Чешской Республике в 1990 году. Эта акция заключалась в продаже государственных облигаций для населения с целью привлечения инвестиций в экономику страны после перехода к рыночной экономике.

Фильм рассказывает о людях, которые участвовали в акции, и о том, как она повлияла на жизнь и экономику страны. В нем также подробно рассмотрены механизмы и последствия этой акции, а также ее значение для истории Чехии и мировой экономики.

Этот фильм - не только историческая документация, но и уникальный иллюстрированный материал о том, как народ Чехии воплотил свою мечту в реальность. Он больше, чем просто документальный фильм - это полезный и увлекательный урок о том, как возможно изменить судьбу своей страны и создать лучшее будущее благодаря гражданской активности и инновациям."

"Фильм - акция "Чешская мечта" - это документальный фильм, рассказывающий об уникальном общественном проекте, который был осуществлен в Чешской Республике в 1990 году. Эта акция заключалась в продаже государственных облигаций для населения с целью привлечения инвестиций в экономику страны после перехода к рыночной экономике.

Фильм рассказывает о людях, которые участвовали в акции, и о том, как она повлияла на жизнь и экономику страны. В нем также подробно рассмотрены механизмы и последствия этой акции, а также ее значение для истории Чехии и мировой экономики.

Этот фильм - не только историческая документация, но и уникальный иллюстрированный материал о том, как народ Чехии воплотил свою мечту в реальность. Он больше, чем просто документальный фильм - это полезный и увлекательный урок о том, как возможно изменить судьбу своей страны и создать лучшее будущее благодаря гражданской активности и инновациям."

Интересна и дальнейшая судьба фильма: "Чешская мечта" (как хорошо разрекламированная марка) стала феноменом, вошедшим в мир прессы и политики, где она начала жить своей собственной жизнью. Игра продолжалась, и широкой известностью марки воспользовалась как реально существующая торговая сеть, так и политическая оппозиция. Авторы не могли и надеяться на столь совершенный эффект – сам проект подвергся вторичному использованию, как маркетинговый продукт.

Фильм получил призы на фестивалях в КраковеЙиглаваЛюблянаОрхус и Пльзень.

8 сентября 2006 г. его транслировал ARTE, и 26 сентября 2006 г. телеканалом Australia Special Broadcasting Service TV. 30 января 2007 г. его транслировал ВПРО, а 9 октября 2007 г. - More 4. Его также транслировали TVR Cultural 20 января 2009 г. и Link TV в США 2 июня 2011 г.

Политическая подоплека

Многие увидели в фильме и политический посыл: тогда по телевидению проходила активная рекламная кампания, призывающая чехов вступать в Евросоюз. Авторы практически прямым текстом говорят: раз можно прорекламировать несуществующий гипермаркет и обмануть три тысячи чехов, почему нельзя обмануть десять миллионов? Вопрос только в количестве.

После показа фильма состоялась пресс-конференция с Филипом Ремунда:

 «Наш фильм- возможность показать наше отношение к американской оккупации после советской. Мы хотели вызвать дискуссию. Ситуация в деревне выглядела абсурдной, поэтому мы не хотели делать телерепортаж. Ситуация такова, что мы можем затеять гражданскую войну, безрезультатно бороться с режимом за свои права, но тут президентом становится Обама, приезжает в Россию, всё решается мирным путем и радар размещаться не будет. А чешские политики верят, что присутствие одной ноги американцев защитит нас от КГБ».

 Фильм-пример того, что слово народа не значит ровным счетом ничего для государства, которое уже все решило без народа. Но действия чешских политиков вызывает скорее не возмущение, а смех.  

Филип Ремунда:  Американский зритель вообще не в курсе ситуации в Чехии и того, что творилось на улицах. Их телевидение никак не освещало этот конфликт. Мы получили поддержку Майкла Мура. Он планирует пустить оба наших фильма к широкому прокату»

vimeo.com/remunda

В конце он добавил: "Пражская киноакадемия хотела бы сотрудничать с российскими фестивалями". Пан Ремунда, было бы великолепно!)

Пикантно, что этих людей обманули не один, а два раза: фильм был снят на грант министерства культуры, то есть оплачен налогоплательщиками.

В фильме много моментов как семьи, рассказывают, за что они любят гипермаркеты и как именно они их любят. Как они проводили бы время, если бы гипермаркетов не было. Что их вообще в жизни интересует, кроме гипермаркетов. В фильме есть сцена — женщина, со своими детьми, у стен Tesco a capello поющая 'Hey Ho', а фоном постепенно нарастает инструментальная версия музыки.

Рекламные психологи признаются, что им не нравится идея пустого супермаркета, в котором ничего нет, но врач (говорят они) не выбирает, кого оперировать. Мы профессионалы, говорят они. Человек, который придумал слоганы "Не приходите", "Не приезжайте", "Не тратьте деньги" и т.д. возмущается, когда режиссеры предлагают приписать маленькими буквами "Никто не уйдет с пустыми руками". Мы, рекламисты, говорит профессионал, никогда не врем людям, в отличие от вас, документалистов.

В общем, в той рекламной кампании и правда не было особой лжи. Слоганы призывали не приходить на открытие. Логотип изображал из себя пару мыльных пузырей. Никто на самом деле не ушел с пустыми руками — всем вручили флажки, значочки и т.д.

У фильма был и чисто чешский посыл: в то время по телевидению проходила активная рекламная кампания, призывающая чехов вступать в Евросоюз, и авторы прямым текстом говорят, что раз можно прорекламировать несуществующий гипермаркет и обмануть три тысячи чехов, то почему нельзя обмануть десять миллионов чехов? Вопрос только в количестве. Нужна ли нам эта Европа?

Многоголовая гидра рекламы обратила этот фильм себе на пользу. "Чешская мечта", как узнаваемый бренд, стал использоваться в политике и рекламе. А Чехия все-таки вступила в Евросоюз. Пластмассовый мир победил.