всем привет! когда берешься прорабатывать персонажей, не знаешь, с чего же начать. поэтому я и пришла с небольшой помощью - структурированно и коротко рассказать, где, какую информацию брать, и так же немного про составление цели и стремлений для героев.
первый этап - функция
для начала - определяем, зачем мы придумали персонажа. если он второстепенный, то какую роль будет выполнять. вместе со мной давайте составим портрет одного из друзей главного героя, парня. что же... мы создаем его, чтобы показать, как наш герой взаимодействует с социумом; кому доверяет. наш персонаж - его второй друг, не лучший. он выполняет второстепенную роль, но все равно не должен терять своего назначения: дополнять главных. именно наш паренек, допустим, Гоша, будет разновидностью клише - умный друг, который выручает главных по ходу сюжета, и при этом остается эмпатичным. а характер продумываем дальше.
а какие роли есть для нововыявленных персонажей? давайте рассмотрим подробнее, но начнем с основы:
- любовный интерес
- друг
- враг
кто для главного героя (его можно выделить в отдельную категорию) наш персонаж? выявили. какие с ним вместе появляются цели? здесь уже интереснее:
- этот герой цепляет тем, что похож на зрителя. т.е. цель Гоши - быть оптимальным портретом зрителя.
- цепляет тем, чего не достает зрителю. т.е. цель - наделить чертами, которые у многих не развиты (дерзость, умение постоять за себя, ответственность, способность отдыхать, эмпатия, способность выступать на публике)
- цепляет образом того, кого хотелось бы встретить на своем пути, но это не сам зритель. т.е. цель - создать уникальную личность, с которой хочется познакомиться из-за его непохожести на других.
из этой классификации мы можем определить примерно образ того, кто дальше будет составлять для себя собственные цели и стремления.
второй этап - пространство
итак, мы создали цель - Гошу. он в сюжете для того, чтобы помогать герою, сочувствовать. он также должен быть закреплен за определенным местом, либо атмосферой, которая его сопровождает. т.е. каждый герой, если это не герой-функция (просто мимолетный безымённый персонаж), должен связываться с миром, в котором существует главный. он существует параллельно с сюжетом, который, может, его и не касается. но как?
мы можем зафиксировать его за определенной работой. он будет ходить вместе с главным героем, или существовать отдельно, а он - приходить к нему? или, может быть, наш Гоша будет появляться эпизодически, будучи странником? если уж у нас имя Гоша, а не Гриндевальд, значит, мы находимся в реальном, отечественном мире. имя может появиться и после создания цели, но мы должны понимать, где, когда идет повествование.
в прошлом? будущем? настоящем?
это фэнтези-мир? (есть ли магия, демоны, или дети луны/солнца, присутствие или отсутствие существующей мифологии, отдельный от человечества мир, или сосуществующий с ним) или мы пишем в формате постапокалипсиса? (что случилось? сколько людей? какие опасности поджидают?) а может быть, научная фантастика? (присутствие энергий/науки, разные политические режимы, запреты, то, что будет отличать созданный мир от другого, вроде 1984 или "мы")
поняв, что у нас за мир, цепляем нового героя за свою "работу" и место, думаем, сколько раз и в какой ситуации он будет возникать. например, наш Гоша живет в обычном мире, в настоящем 2023 году, и мы рассказываем про этап взросления компании парней, которые дружат с садика. Гоша чаще появляется в школе, либо наш главный герой приходит к нему домой; на улице парня видим редко, может, почти и никогда. он - немного затворник, сочувствующий друзьям, который всегда может дать списать.
в составлении атмосферы, "вайба" персонажа можно смотреть тематические подборки, и я даже рекомендую это делать, а лучше - находить ассоциативную песню. может быть, под конец вы и не будете видеть никакого сходства, зато это даст толчок к потоку фантазии.
третий этап - мотивация
что же... мы закрепили нашего Гошу за местом в классе, домом, который будет отражать его характер (пока еще не созданный), но что сам Гоша хочет, несмотря на все желания самого автора?
персональных целей может быть много. завоевать мир, девушку; спасти кого-то, помочь кому-то, накопить денег на учебу/переезд/лечение. все эти цели просты, и мы можем найти их в собственной жизни, подумав, чего хотим сами. а может, мы вместе с Гошей будем смотреть за тем, как разворачивается мир, пока он думает про собственные желания? или у него есть мотивация, допустим, заниматься спортом - чтобы доказать что-то отцу (снова веду речь о цели), матери, или поступить на физкультурный факультет, или в МЧС (тогда цель - допустим, помогать людям, учить их, поменять мнение о физруках и т.д. и т.п.)
от объемного мы выходим к маленькому. к маленькому Гоше, который чего-то хочет, и мы наделяем его мечтой. допустим, этот парень и вправду собирается стать МЧС-ником. для чего? чтобы чувствовать себя нужным. но почему он этого хочет?
для этого можно вспомнить либо личные примеры, либо поискать группы-откровения (палата 6 или вроде того) с историями от людей, чтобы найти разные цепочки прихода к одной и той же, либо непохожей цели.
четвертый этап - биография
чтобы говорить о характере, нам нужна история. что случилось с нашим персонажем, что он пришел именно к такой цели, которую мы ему вручили, наделили, дав в руки. может, для изначальной "функции" эта цель не годится?
давайте подумаем о Гоше - он обычный парень, который общается с малым кругом друзей и хочет быть сотрудником МЧС, дабы чувствовать себя нужным. а разве он был не нужным?
хэй-хэй, это моя тема! обсуждение ненужности уходит в психологию. чтобы правильно проработать персонажа и его мотивацию, необходимо понимать, откуда растут ноги. если он собирается завоевать мир -> ему необходима власть -> он собирается творить плохие дела? хорошие? -> почему он решил, что ему хватит для этого способностей? -> почему он пришел к идее завоевания мира? какая ситуация стала толчком, чтобы было "только так, и никак иначе" - он не потерпит другого расклада?
да, конечно, нужно также позаботиться о том, как будет реагировать персонаж, если главная персональная цель будет не выполнена. насколько ему ценно стать завоевателем мира? он хочет что-то кому-то доказать, или старается заполнить собственную пустоту? в случае провала какая будет реакция, крайнее ее проявление? (самоубийство, слезы, или будет все равно?)
т.е. самое главное здесь не написать о том, сколько у героя родилось сестер, а почему он так или иначе решил. конечно, дополняя информацией, которая будет встречаться по сюжету.
допустим, он старший сын в семье; помимо него есть младший брат, с которым разница десять лет. когда он родился, Гоше пришлось выуживать у отца/матери (также прописываем, чтобы дальше создавать характер с помощью применяемой модели воспитания) внимание. его постоянно отгоняли от брата, а не просили помочь; это переходило в агрессию, и мальчик стал чувствовать себя чужим в собственном доме, в своей семье. он все еще пытается доказать родителям, что он полезен, но может проявлять себя только в учебе, и уже, сколько бы не говорили родители, что он молодец, ему будет недостаточно. тогда он решает стать членом МЧС (переехать в город побольше и жить в общежитии), чтобы помогать людям, быть и вправду полезным, а так же окончательно съехать от родителей, найти новый дом для своего одинокого сердца.
у него также есть бабушка и дедушка, которые воспитывали в нем эмпатию своим участием в его жизни через спокойствие, размеренность. они не особо любят шутить, и это передается Гоше.
пятый этап - характер
пока мы далеко не ушли от истории бедного мальчишки, порассуждаем, какие в нем могли завестись черты. обычно я выделяю три главных положительных качества и два отрицательных.
продолжим про Гошу: он рос практически один, видел, как много внимания уделяют брату; но, несмотря на это, к нему у него нет зависти. но вот к другим - очень может быть. из-за того, что он проявляет негатив, считает себя "плохим" - можно добавить то, что он часто себя накручивает или тревожен. но, несмотря на это, пытается бороться с собой с помощью собственной выдержки и поддержки близких (друзья и семья), прислушивается к ним. и также бережлив, потому что любую копейку хочет потратить на то, чтобы кого-то порадовать.
если ничего не приходит в голову, я часто пользуюсь сайтами с перечислением разных черт, и вот в этой статье все достаточно лаконично и коротко написано: https://quasa.io/ru/media/otricatelnye-kachestva-cheloveka-spisok-s-poyasneniyami-primery-dlya-rezyume
у них также есть статья и про положительные стороны.
шестой этап - внешность и привычки
договоримся о внешности. от нее мы можем отталкиваться, чтобы также использовать клише или идти против него. каким он может быть? заглянем на сайт http://reference.sketchdaily.net/ru или http://reference.sketchdaily.net/ru или на любой паблик по рисованию, чтобы найти референсы формы лица (РУАХ, УиТ, ВАИР) и одежду.
также вырабатываем в этом пункте детали. подробнее о том, как оживить персонажа, можно прочитать также в моей статье "как создать живых героев для вашей книги?"
наш друг главного героя - шатен, с квадратной челюстью; часто растет щетина, по национальности белорус. средней комплекции, пытается качать руки и ноги. нос выделяется вперед, "картошкой", глаза миндалевидные, с длинными ресницами. волосы до ушей, в беспорядке. хочу добавить ему сережку в ухо; еще он перебирает карандаш/ручку меж пальцев, когда волнуется. носит брюки, кеды и свободные футболки, никогда их не заправляет. на руке - браслетик от бабушки, из какого-нибудь металла. не носит очки. любит кантри музыку, аллергия на собак (но любит свою кошку), интересуется авиастроением, механикой, любит физику и биологию. неплох в сочинениях, алгебре, химии; пытается везде успеть, не особо любит компьютерные игры, всегда зовет поиграть в настолки. и сначала его компания не соглашалась, но, спустя время, это стало их любимым занятием. кушает много творога, каши, не любит борщ и рассольник, кофе. не влюбчив - у него было достаточно женского внимания, но вот родительского как-то не особо. готовит 50/50, успокаивается звуками дождя. мечтает о мотоцикле. читает книги Жюля Верна, Рю Мураками, Достоевского. очень сложно переключаться на что-то новое, если это не фильмы (предпочитает приключения и драмы)
и, в общем-то, вот он, наш Гоша! добро пожаловать в мир.
что же, вот и конец статьи! я надеюсь, она была познавательная для вас, а так же помогла скомпоновать необходимую информацию.
чтобы читать больше о писательстве, литературе и кинематографе - подписывайтесь на канал.
источники: https://snegiri-studio.ru/kak-pridumat-i-razvit-personazha