Одной из самых интересных тем в христианской религии являются ее реликвии. Логично, ведь это что-то, до чего мы можем «докоснуться» материально, а не только духовно. Однако среди всех сохранившихся до наших дней артефактов особое внимание всегда привлекало так называемое Копье Лонгина, пронзившее сердце Иисуса.
Согласно Священному Писанию, римский центурион Гай Кассий Лонгин командовал исполнением казни Иисуса Христа и двух разбойников, распятых вместе с ним. Как настоящий римлянин, он, скорее всего, ненавидел иудеев, но встреча с Иисусом изменила его жизнь.
Еще задолго до распятия Лонгин наблюдал за Христом и изучал его, невольно подавляя в себе свое языческое презрение к христианам. В то время, когда все вокруг смеялись и издевались над осужденными, центурион задумался, почему люди желают смерти тому, кого иудеи называют своим царем?
Этот внутренний конфликт нашел свое решение в момент смерти Христа. Когда мессия умер, содрогнулась земля и солнце на небе померкло так, будто наступила ночь. Многие в этот момент сочли эти явления за совпадение, но не Лонгин.
«Воистину этот человек был сын Божий!», — воскликнул Лонгин.
Римские обычаи требовали, чтобы перед спусканием тел легионеры убедились в смерти казненных. Тогда потрясенный Лонгин медленно подошел к телу Иисуса и, немного помедлив, вонзил свое копье через ребра в сердце Христа. Из раны стали стекать кровь и вода, но, удивительно, кости остались целыми, а капли, попавшие на давно болевший глаз центуриона, тут же исцелили его недуг. Он вытер лицо ладонью и не мог поверить, что снова увидел мир таким, каким не видел много лет.
Лонгин вернется домой верующим христианином и заявит о невиновности Христа, за что известный префект Понтий Пилат казнит своего бывшего центуриона.
Что с копьем сейчас?
На данный момент христианскому миру известно о нескольких «Копьях Лонгина». Охота за святым артефактом длилась веками, а реликвия настолько ценна и уникальна, что во многих найденных древних наконечниках находили святой след. В конце концов сейчас христианство предполагает только четыре варианта существования копья, из которых серьезно стоит рассматривать лишь два — армянское и ватиканское.
В Армянскую апостольскую церковь артефакт попал после Первого крестового похода. Апостол Андрей явился во сне крестьянину Петру Варфоломею и рассказал ему, где хранится реликвия. По словам апостола, оружие должно было помочь одолеть осаду мусульман. В 1098 году так и произошло. Позднее копье попало в руки османов и затем оказалось в Армении, где хранится в древнейшей армянской церкви до сих пор.
История Ватиканского копья оказалась намного прозаичнее — артефакт с древности хранился в Иерусалиме, был захвачен в XII веке персами и потом оказался в Константинополе, пока его не захватили османы и не передали в знак доброй воли Ватикану.
К сожалению, ученые говорят, что мы не можем быть уверены, что какое-то из этих копий является подлинным, но тем не менее сама история Лонгина и его оружия представляет несравнимую ценность для всего христианского мира. Религия — это вера, а не наука, поэтому вне зависимости от подлинности этого копья сакральный смысл хранения таких реликвий важнее любой научной экспертизы.