За последний год цены на высокочистый неон выросли до небывалых высот. Это вызвано его острым дефицитом. Россия оперативно отреагировала на ситуацию и готова закрыть 25% мировой потребности этого ценного газа. Поставщикам чипов остается только решить: «дружить» ли с Россией или получать неон от сомнительных компаний по заоблачной стоимости.
Как было раньше
До недавнего времени более 50% неона на мировом рынке были российскими. Фактически он поступал с двух крупных заводов: в Одессе и Мариуполе, но сырье туда поставляли именно из России. Изначально газ с примесями появляется, как побочный продукт металлургической промышленности, далее он подвергается различным процессам очистки.
В современном мире неон незаменим при изготовлении чипов и полупроводников. Последние в свою очередь используются в самых разных продуктах: гаджеты, научное оборудование, автомобили и т. д.
Дефицит производства или производство дефицита
В первом квартале 2022 года указанные выше заводы приостановили работу. Такое внезапное и глобальное снижение поставок шокировало рынок. Цены мгновенно взлетели почти в 20 раз в сравнении с концом 2021 года. Позднее они несколько снизились, но всё еще остались на довольно высоком уровне. Производители микросхем и полупроводников забили тревогу и бросились искать альтернативных поставщиков. Сделать это весьма непросто, так как нужно заместить весьма существенные объемы.
Тайваньская компания TSMC производит свыше 50% мирового количества полупроводников. Ее директор сообщил, что в текущей ситуации организация вынуждена переплачивать за неон в 6-7 раз и терпеть непредвиденные дополнительные расходы. При этом не сообщается, кто именно стал новым поставщиком. Вполне вероятно, что это Китай, с которым у Тайваня весьма непростые отношения. Это значит, что компании пришлось пожертвовать не только деньгами, но и принципами.
Известно, что после остановки очистки российского неона в 2022 году китайские заводы поторопились занять освободившуюся нишу, конечно, не забыв взвинтить цены. Другим быстрым молодцом стало южнокорейское предприятие ТЕМС. Оно и объемы производства увеличило, и прайс немного снизило. Вот только ТЕМС не спешит с экспортом. У него есть два огромных потребителя внутри страны: Samsung, выпускающий 4-нанометровые кристаллы, и SK Hynix, занимающийся микросхемами памяти.
При всем вышесказанном тайваньский TSMC утверждает, что конечная продукция не подорожает. Или все-таки подорожает, но чуть-чуть. Как именно этого планируется достичь, не уточняется. Известно, что компания предпринимает попытки перейти на газ, произведенный внутри страны. Для этого в течение 5 лет планируется тесно сотрудничать с поставщиками и улучшать цепочки поставок. О создании собственного подразделения по синтезу неона речи не идет. Даже такой гигант понимает, что этот процесс требует колоссальных знаний и затрат.
«У нас есть конкретный план по работе с поставщиками для локализации производства части необходимого неона, и сейчас мы находимся в процессе закупки оборудования. Идея заключается в том, чтобы иметь больше источников для повышения безопасности цепочки поставок. Однако наш план не заключается в том, чтобы производить весь необходимый неон на месте. Это нереально и очень дорого», — комментирует ситуацию представитель TSMC.
Самый амбициозный российский IT-проект SFERA готовит к релизу уникальное многофункциональное приложение. Узнайте подробности по ссылке. Скачивайте приложение в раннем доступе в Google Play и AppStore. Спасибо!
Много, качественно, по билетам
Посмотрев на происходящее, российское правительство решило, что очищать производимое в стране сырье можно самостоятельно. При этом планы довольно масштабные. Как сообщил вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров в рамках совещания Президента России с членами Правительства: в 2023 году Россия начнет производить 25% необходимого мирового объема неона. Мантуров сообщил, что уже в июле 2022 года на базе МГТУ им. Н. Э. Баумана было запущено полномасштабное производство.
«На сегодняшний день в России производится действительно свыше 30% мировых объемов неоно-гелиевой смеси, но на площадке в Бауманке мы планируем изначально вырабатывать порядка 70 тыс. куб. м неона в год, это соответствовать будет примерно 10% глобального рынка. А в следующем году нарастим производство до 180 тыс. куб. м. И мы сможем обеспечить практически четверть мировых потребностей. По сути, мы заместим объемы, поставляющиеся ранее двумя украинскими предприятиями, которые сейчас не функционируют», — сообщил вице-премьер.
Кроме того, планируется увеличивать объемы синтеза других востребованных газов:
«Среди других высокочистых газов в мировой электронике и космической отрасли также востребованы криптон и ксенон, — добавил Мантуров. — Загрузка российских производителей чистого криптона и ксенона не превышала и 30%, теперь же мы будем перерабатывать всё внутри страны, используя ограничения на вывоз сырья и самих инертных газов».
«Если по неону до конца года — это 10%, до конца следующего года — 25%. А по ксенону и криптону — тоже примерно около 30%», — добавил он.
Стоит отметить, что с мая 2022 года в России действуют ограничения на экспорт инертных газов для производства полупроводников в недружественные страны. По словам Мантурова, продукция будет поставляться зарубежным партнерам после рассмотрения властями соответствующих заявок.
Нужно немного подождать, когда объемы российского неона выйдут на должный уровень. После чего можно с интересом наблюдать, как иностранные компании будут разрываться между западными санкциями и столь необходимым русским неоном.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA