Мы в России много, часто и на всех уровнях сетуем на русофобию. И кто скажет, что это выдумка, что нет ничего такого в природе, тот, видимо, живёт в прекрасном мире розовых пони. Даже не знаю: завидовать ли сочувствовать.
Либеральные сограждане - и те, кто рядом с нами, и те, кто благополучно релоцировались, - считают, что во всем виноваты мы сами. Т.е., виноват, конечно, лично Путин, но огромный груз совокупной вины лежит и на всех остальных: и на тех, кто поддерживает, и на тех, кто не сверг. Тут, извините, без комментариев.
Но история в том, что эта версия становится с каждым годом всё популярнее: дескать, жили и не тужили, США нас любили, давали много долларов в долг и строили заводы по производству "кока-колы" - хорошо же было. Со дня на день приняли бы в ЕС и НАТО.
Если среди ваших знакомых или (не дай Бог, конечно) родственников есть такие, то у меня для вас подарок: покажите им, для начала, вот такие картинки.
Традиции политической карикатуры - лет 400, а то и больше (тут историки скажут точнее, но я знаю, что ещё Ивана Грозного рисовали). И главными героями многих рисунков, которые очень любили публиковать в западных газетах (а до начала массового печатания газет - показывать на рынках и ярмарках), были русские: чаще всего, конечно, в образе жутких медведей, но случались и творческие прорывы.
В начале 20-го века русские бесили не меньше. И бесили всех. Даже американцев (они тогда ещё не строили у нас заводы по производству газировки).
Если русские не воевали, то они тоже были плохими. Например, они делали плохо всему миру, когда подписывали какие-то выгодные для себя торговые соглашения и отказывались вступать в ВТО. Полёт фантазии - безграничен, рисунки найдутся на все случаи жизни. (Вот тут, кстати, неплохая подборка.)
Думаете, большевики им нравились? Нет. Большевики были ещё хуже. А те, кто им симпатизировал - страшно сказать. Большевики в кубе какие-то. Совсем дрянь-люди.
К чему это я решил погрузиться в историю? Просто на глаза попался комикс, привезённый лет 5 назад из Польши. Очень популярный, между прочим. И - что важно - изданный не просто каким-то коммерческим издательством, а вполне себе государственной структурой - Институтом национальной памяти.
Это довольно большая серия "военных приключений" парочки неразлучных приятелей во время Второй Мировой. Юные поляки и их друзья - герои, хорошие и добрые. У них чувства, мама, любовь. Есть там, конечно, и русские. То есть, простите, советские. Чем они занимаются? Безусловно, пьют.
Воруют скот, мебель и станки, пся крев.
Помыкают поляками (напоминает что-то из дня сегодняшнего, правда?) Но расплата неизбежна: злобный НКВДешник взрывается, матка бозка.
Насладились? Теперь ещё немного истории, но уже не в картинках, а в цифрах. Более 477 тысяч погибших и более полутора миллиона раненых советских солдат - это цена за освобождение Польши. Для справки: население этой страны к началу войны - менее 35 миллионов человек. Для справки-2: по данным европейских (!) исследователей-историков, под знамёнами Гитлера воевали 700 тысяч поляков, против - около 100 тысяч (включая партизан).
Сколько евреев было уничтожено руками поляков - отдельная история. За польский (редкость, но тем дороже) фильм "Колоски" его создателям грозили расправой. Не уголовным преследованием, не внесением в списки какие-нибудь, а конкретно - убийством.
Что стало с памятью у польского Института национальной памяти - вопрос, конечно, риторический. Особенно на фоне заявлений вполне себе солидных господ из Варшавы, что в составе, например, Первого Украинского Фронта воевали украинцы (в составе Северного, следовательно, северяне, Карельского - карелы, а Сталинградского - жители Сталинграда, далее по списку).
И всякий раз, когда наши чиновники с высоких трибун говорят о необходимости сохранения исторической памяти, я прям встаю от восторга, а потом сажусь, поскольку, включив телевизор, вижу вот такое:
Геймеры в Беларуси в 1942-ом году, понимаете?
И хочется, конечно, закончить на какой-то высокой ноте, но сложно. Изучение истории сводится к зубрёжке дат и топонимов, повальная геймификация сознания мешает прочувствовать боль, отбивает эмпатию. На книжных полках - "научные труды" про астрологов на службе СМЕРШ и эсэсовцев на обратной стороне Луны.
Пожалуй, только Бессмертный Полк у нас и остался: пока он идёт по улицам (уже не только России) - есть шанс, что русофобия не разрастётся до масштабов борщевика хотя бы у нас дома. Так что не забудьте, пожалуйста, в следующем году выйти с дедушками. Дедушки скажут "спасибо", а правнуки - не заболеют неизлечимым недугом.
А что до прочего мира, так давайте без иллюзий. Мы, в конце концов, не червонец, чтобы всем нравиться.