Найти тему

«Лествица». Слово 15: о нетленной чистоте и целомудрии

Для современного мира целомудрие – пожалуй, одна из самых недооцененных добродетелей. И совершенно напрасно. Настоятельно рекомендую вам вчитаться в мудрые рассуждения преподобного Иоанна Лествичника и по возможности последовать его советам.

«Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей». Автор неоднократно говорит о том, что подлинное целомудрие рождается в душе: «Целомудрие есть чистота души и тела», «Не тот чист, кто сохранил нерастленным сие бренное тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе».

Святой предлагает разные способы обуздания телесной чувственности: «Иной связал сего мучителя подвигами, иной – смирением, а иной – откровением Божиим. Первый подобен утренней звезде, второй – полной луне, а третий – светлому солнцу; но все имеют жительство на небесах». И предостерегает от мыслей, будто физическое целомудрие гарантирует душевную чистоту: «Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба».

Преподобный предупреждает о главных рисках для каждого, кто стремится к телесной и душевной чистоте: «С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних».

Иоанн Лествичник напоминает: без помощи Господа, без смирения и молитвы, к целомудрию не прийти: «Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия». «Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте и нетлении нашего тела; бесы же, по утверждению некоторых, ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело». «Кто одним воздержанием покушается утолить сию брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, плавая одной рукою. Совокупи с воздержанием смирение; ибо первое без последнего не приносит пользы».

По мысли святого, чем больше человек угождает телу, в том числе вкусной едой и ленью, тем выше риск поддаться и другим страстям. «Кто хочет с объедением и насыщением победить беса блуда, тот подобен угашающему пожар маслом».

От любого греха может удержать молитва и «память о смерти», когда душа человека предстанет перед Богом и ответит за все свои грехи: «Память смерти да засыпает да и восстает с тобою, и вместе с нею Иисусова молитва единопомышляемая; ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания».

«Похвала чистоты столь велика и высока, что некоторые из отцов осмелились назвать ее бесстрастием». «Некоторые говорят, что страсти входят в тело от помыслов сердца; а другие напротив утверждают, что худые помыслы рождаются от чувств телесных». «Все бесы покушаются сначала помрачить наш ум, а потом уже внушают то, что хотят; ибо если ум не смежит очей своих, то сокровище наше не будет похищено; но блудный бес гораздо больше всех употребляет это средство…».

Какое из этих наставлений преподобного Иоанна Лествичника вам показалось наиболее актуальным и полезным? Напишите в комментариях.

☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь